Найти в Дзене

Сын меня на днях опять озадачил

Помните, он решил сходить на День рождения в караоке и в сауну? Так ещё вдогонку вспомнил про кафе. Можно, говорит, сходить. Там вкусный чай, пирожные.

А я возьми и спроси у него: "А, может, мы кого-нибудь пригласим из твоих приятелей, например, (и называю имя).

Тут Серафим задумался, засопел носом и говорит: "Ты уверена, что он мой друг?"

А я ему: "Ну даже если и не друг, он может им стать. Ты же хотел всегда, чтоб у тебя был друг парень. А тут такая чудесная возможность познакомиться поближе."

Пока ничего не ответил, думает. И я понимаю, почему медлит с ответом.

Был у нас на прошлой неделе с ним серьёзный разговор, как раз о дружбе. О том, как понять, бескорыстен человек или ищет какую-то выгоду.

Серафим тут и вспомнил своё детство.

Приходил к нам в гости достаточно длительное время (больше полугода) соседский мальчик, был он чуть старше сына.

Приносил диски с компьютерными играми, учил Серафима играть в супер Марио и танчики .

Поначалу мне всё это нравилось: появилось несколько свободных минут для того, чтобы выпить кружку чая и даже приготовить обед. Которым, кстати, угощала и этого мальчика. Очень мне хотелось, чтобы у моего сына был друг.

Но со временем я поняла, что дружба вряд ли получится. Никогда бы этот мальчик не пришёл к нам в гости, если бы его мама не затеяла капитальный ремонт, и не отключила интернет.

А он не мог жить без сети, без компьютера, без своих игр. Поиграть во что-то другое, например, в домино или в конструктор, не соглашался. А если и соглашался, всё это заканчивалось истерикой Серафима.

Вот, например один эпизод. Я на кухне. Слышу сын кричит: "Не включай! Не включай! Я боюсь эту музыку."

А Гриша (так звали мальчика) злорадно хохочет. "Нет, - говорит, - включу. Мне нравится, как ты кричишь и закрываешь уши."

И тут же включает игрушечное пианино. Серафим, разумеется, 0рёт. Я бегу.

Одного отправляю домой подумать над своим поведением, ибо ему всё было рассказано про диагноз сына, объяснено, что можно делать, а что нельзя во избежание неприятностей.

Другого тащу в ванную умывать.

Проходит дня два. Сын бежит с вопросом: "А где Гриша. Почему не заходит? Я соскучился?"

Встречаю Гришу на улице после школы, приглашаю в гости. Клянётся и божится, что всё понял. "Я, - говорит, тётя Настя, не буду обижать Серафима. И буду его от всех защищать."

И вроде какое-то время всё было нормально. Более-менее.

Нет, ссорились, конечно, как все мальчишки. Сын хотел играть в настольные игры, а не в компьютерные. А Гриша согласен был только на 8ойнушку. И то, если он будет офицером, а Серафим сержантом, а лучше пленным.

Мне эти игры не нравились, но я старалась не вмешиваться.

фото автора
фото автора

Точку в этой "дружбе" поставил случай. Надоели мне компьютерные стрелялки и беготня пацанов по квартире. Собрала я их на улицу.

Лето. Погода чудесная. Нечего дома сидеть.

Забрели в соседний двор. Там девчонки, мальчишки такого же возраста играют в фанты. Гриша Серафима взял за руку и повёл знакомиться. Я присела погреться на солнышке. Даже помню, глаза прикрыла.

И тут вдруг через какое-то время раздался голос Гриши: "Хочу, чтобы этот чудик..."

А дальше я ушам своим не поверила. Побежала. Но было поздно. Серафим уже выполнил желание: показал всем детям то, что нельзя никому показывать.

Ему было тогда семь лет. И он совершенно не понимал, что можно делать, а что нельзя. Раз просит "друг", значит, всё нормально.

А мне так хотелось "друга" этого поймать и выдрать за уши. Но он увидел, в каком я гневе, и убежал. Больше к нам в гости не приходил.

Сейчас встречаем его в подъезде: высокий, красивый. Учится в университете, водит машину, дружит с симпатичной девушкой.

А Серафим его всякий раз спрашивает: "А ты помнишь, как приходил к нам, и мы с тобой играли?" А Гриша, точнее уже Григорий отвечает: "Не, не помню. Совсем забыл."

Потом был ещё один случай подобной "дружбы" только уже в техникуме. И тоже оставил очень глубокий след. Похоже, Серафим теперь боится с кем-то общаться близко. Не доверяет.

Возможно, это и к лучшему. А, может, и нет. Дружить то он хочет. Всё спрашивает меня, как найти настоящих друзей.

А как тут объяснишь. У него так-то опыта в этом деле побольше моего. Вон какого друга себе нашёл верного. Те, кто читает давно, сразу поняли, о ком я.

А как парней "приманивать" я не знаю. Должны, наверное быть какие-то общие интересы, темы для разговоров.

Вообще это всё очень сложно для меня. Слишком много в жизни видела лицемерия.

Были моменты, когда мне хотелось кричать во весь голос: "Ну разве ты не видишь, что это за человек? Он просто тебя использует."

Это я сейчас про отца. Бывали в нашем доме странные люди, которые хотели стать писателями. Им нужны были рекомендации, связи. И ради этого они готовы были на многое. А потом, добившись своего, исчезали.

А в самом конце нехорошей истории, о которой я когда-то рассказывала, ещё и травили человека, которого называли другом, втаптывали в грязь, доводили до трагического финала. И это было страшно.

И я безмерно рада, что у меня нет связей, нет власти, нет много денег. И людям, которые рядом, от меня ничего кроме общения не нужно.

И сама я не стремлюсь стать чьим-то "другом", чтобы получить выгоду. Не умея лицемерить, подлизываться. Не научилась этому даже ради сына.

Может, зря, конечно. А может, не зря.