Основой для развития здоровой самооценки и уверенности в себе у детей с аутизмом является признание и поддержка их сильных сторон, интересов и талантов. Множество возможностей в повседневной жизни ребенка могут быть использованы для достижения этой цели.
Повышение самооценки помогает детям и подросткам лучше справляться с непредсказуемыми и неприятными ситуациями, снижает их страхи и способствует нахождению новых решений. Дети с низкой самооценкой склонны быстрее расстраиваться и отказываться от попыток изменений, убежденные в том, что "у них ничего не получится", независимо от их реальных способностей.
Уверенность в себе естественным образом растет, когда ребенок достигает успеха и осознает свои сильные стороны. Для влияния на самооценку ребенка важно акцентировать внимание на его сильных сторонах.
Проблема детей с аутизмом заключается в том, что часто акцент делается исключительно на их трудностях и недостающих навыках. Однако эти дети обладают собственными сильными сторонами, и поэтому важно уделять внимание их самооценке и подчеркивать то, что у них хорошо получается.
Иногда родителям трудно выделить сильные стороны своего ребенка с РАС. Предлагаются следующие рекомендации для определения этих сторон:
- Рассмотрите интересы ребенка и составьте список того, что ему нравится делать для развлечения. Это может включать занятия на компьютере, сбор пазлов, чтение, конструирование, танцы, пение, взаимодействие с домашними животными, общение с определенными людьми.
- Наблюдайте, как ребенок взаимодействует с другими детьми в различных ситуациях. Задайте себе вопрос: "Что ребенку нравится делать, когда он рядом с другими?"
- Обращайте внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими людьми, включая вас. Определите, что хорошо удается вашему ребенку, например, умение ждать своей очереди.
- Обратите внимание на моменты, когда ребенок хорошо следует инструкциям или выполняет задачи без вашей просьбы. Например, он может сам убирать игрушки или одеваться.
Все эти навыки можно рассматривать как сильные стороны ребенка. Это также полезно акцентировать внимание на этих навыках при обучении ребенка, формируя тем самым новые сильные стороны в его жизни.
У многих детей с РАС есть специальные интересы, которые также могут рассматриваться как их сильные стороны. Эти интересы могут быть использованы для повышения самооценки, развития социальных навыков и обучения в целом.
Примеры включают:
- Использование интереса к машинам для обучения счету на игрушечных моделях.
- Повышение ухода за собой, используя любовь к воде, например, принятие душа или мытье посуды.
- Развитие навыков чтения через интерес к книгам о животных.
- Использование специальных интересов для поиска единомышленников и общения с ними.
Создание персональной книги сильных сторон является эффективным способом укрепления самооценки ребенка. Эта книга может включать в себя информацию о его интересах, умениях, счастливых моментах, друзьях и текущих достижениях.
Карточки сильных сторон представляют собой карты, каждая из которых описывает определенную сильную сторону, качество или способность ребенка. Эти карты могут быть предварительно подготовлены с иллюстрациями или созданы индивидуально для каждого ребенка.
Для изготовления карточек можно использовать подходящие изображения из журналов или интернета, отражающие различные сильные стороны. Затем приклейте изображения на картон, добавив к ним письменные описания, такие как "Я смелый" или "Со мной легко общаться".
Вот несколько способов использования этих карточек:
- Разложите карточки и попросите ребенка выбрать одну для себя и для каждого члена семьи. Также можно попросить каждого члена семьи выбрать карточку для ребенка. Затем обсудите сильные стороны ребенка и конкретные ситуации, в которых они проявлялись.
- Положите карточки в красивый мешок. Раз в неделю попросите ребенка случайным образом вытягивать одну карточку. За неделю обращайте внимание, когда ребенок проявляет качество, указанное на карточке, и поощряйте его, вручая награду, наклейку или жетон.
Социальные истории представляют собой рассказы, которые объясняют детям с РАС различные социальные ситуации. Однако формат социальных историй можно использовать как креативный способ выделения успехов и талантов ребенка. Например, можно создать историю о достижениях ребенка, включив в нее фотографии или образцы его работ, чтобы укрепить его память о собственных сильных сторонах и ценности.
Физическая активность способствует повышению уверенности в себе ребенка, предоставляя ему повод для гордости при освоении новых физических навыков. Упражнения и спортивные игры также являются отличным способом практики социальных навыков во взаимодействии с другими детьми.
Театральные занятия предоставляют ребенку возможность развивать понимание эмоций и общение со сверстниками. Структурированный формат уроков актерского мастерства может снизить тревожность у ребенка с РАС. Игра в театре также позволяет практиковать социальные навыки и укреплять уверенность в себе.
Поощрение и похвала являются основными методами укрепления самооценки ребенка. Поощряйте усилия ребенка, конкретизируя, что именно вас порадовало, например, "Ты по-настоящему старался, строя этот домик!" или "Спасибо за помощь с посудой!"