Найти в Дзене

Интернет-мошенничество: как обезопасить себя и что подсказать близким? За шаг до провала

В рамках образовательной программы выставки-форума "Россия" состоялась лекция, посвященная телефонному мошенничеству. Ее гости узналио последних трендах "отрасли", а также способах защиты персональных данных и сбережений. Собрали общую статистику и рекомендации (возможно, о многом вы слышали, но забывали применять и активировать нужные функции приложений и внутренние подозрения).

По итогам 2022 года 90% кибермошенничества составило именно телефонное. Потери россиян –более 14 млрд рублей, при этом вернуть собственникам удалось менее 5% из них, ежегодно показатель сокращается примерно в 2 раза. Статистика за 2023 год пока не обнародована, но летом прошлого года специалисты Сбера приводили статистику о росте числа попыток телефонного мошенничества до 8,6 млн в день против 5 млн в 2022 году.

@Фотохост-агентство РИА Новости/Алексей Никольский
@Фотохост-агентство РИА Новости/Алексей Никольский

Как ваши данные могут "утечь"?

• Опросы и голосования, которые вынуждают перейти на сторонние сайты.

• Фишинг – сайты-двойники, которые мимикрируют под популярные ресурсы.

• Звонки, в том числе с использованием подменных и виртуальных номеров и мессенджеров, – в этом случае вы сами предоставляете необходимую информацию преступникам. 

Механизмы и инструменты мошенники совершенствуют постоянно, поэтому соблюдать бдительность стоит всегда, а не только в случаях, указанных выше.

Как обезопасить себя и что подсказать близким? За шаг до провала

"Звонок из банка"

Популярный вид мошенничества – звонок из Центрального банка РФ. Только вот его сотрудники не взаимодействуют с частными лицами. Регулятор следит за работой юридических лиц – самих банков, выпускает наличные, ведет информационную работу в средствах массовой информации. Поэтому полуденный звонок из ЦБ РФ с предложением спасти ваши накопления не забота официального регулятора, а попытка мошенников обмануть. 

Смело бросайте трубку и жалуйтесь на абонента вашему оператору.

Внезапный звонок может поступить и от финансовой организации, в которой у вас действительно есть счета. Современные технологии позволяют даже подменить номер, который отобразится на экране. В этом случае рекомендуем перезвонить в банк по его официальным контактам самостоятельно или приехать в отделение для уточнения вопроса.

Если по телефону вам предлагают взять кредит, перевести средства на "безопасный счет" – знайте, счет чужой и сразу после внесения на него денег вы их больше не увидите. 

"Звонок из полиции, ФСБ или от других силовиков"

К сожалению, зачастую мошенники для своих схем представляются стражами закона, поэтому даже при поступлении звонков от них лучше перестраховаться. (Особенно если речь вновь идет о спасении средств на счетах.) 

Правоохранительные органы для опросов приглашают в свои административные здания, а не проводят их по телефону. Более того, они не просят проводить какие бы то ни было операции в онлайн-банках. Кстати, фотографии своих удостоверений в Ватсап или Телеграм действующие сотрудники не рассылают, а те, кто пытается впечатлить и запугать, как раз прибегают к этому.

@Фотохост-агентство РИА Новости/Алексей Никольский
@Фотохост-агентство РИА Новости/Алексей Никольский

"Привет! Одолжи до зарплаты, хочу жене подарок купить"

Еще один способ обмана становится возможным, когда злоумышленники уже получили доступ к аккаунтам в мессенджерах или соцсетях и могут от имени владельца рассылать сообщения его друзьям и знакомым. Если вам пришло сообщение с просьбой о переводе денег – позвоните знакомому, узнайте, отправлял ли он это сообщение. Необходимо использовать другие каналы связи, потому что мошенники научились склеивать голосовые и даже видеосообщения из переписок для "подтверждения личности".

Также вы можете задать нестандартный вопрос, правильный ответ на который может знать только владелец аккаунта. Главное, чтобы ответ на него не таился в нескольких сообщениях выше.

 

@Фотохост-агентство РИА Новости/Владимир Астапкович
@Фотохост-агентство РИА Новости/Владимир Астапкович

Как обезопасить себя и что подсказать близким? Предотвращаем и страхуемся

Узнайте у вашего оператора и банка о возможностях блокировки нежелательных звонков. Номера могут либо отображаться с пометкой "вероятно мошенник", либо не проходить вовсе. 100% гарантии подключение услуги не дает, но обезопасит вас от абонентов, на которых уже жаловались другие пользователи.

Не сообщайте никому персональные данные, CVC-коды и коды из СМС.

Не вводите данные карты на непроверенных сайтах.

Проверяйте URL-адреса, по которым собираетесь перейти:

• Сертификат безопасности (SSL) отражается буквой S в начале адреса – https://, ее отсутствие значит, что соединение однозначно не защищено.

• Важно помнить, что сайты всех государственных органов в России размещены на домене gov. ru.

• Все ли буквы в порядке? Злоумышленники зачастую создают двойников, которые мимикрируют под популярные порталы, но таковыми не являются. Любые отправленные на них данные попадают в руки к мошенникам.

В мессенджерах и социальных сетях:

• Периодически проверяйте активные сеансы –завершайте их, если не узнаете устройство, с которого осуществлен вход.

• Подключите двухфакторную аутентификацию или настройте облачный пароль для входа, они смогут стать дополнительным барьером для злоумышленников.

• Обращайте внимание на ссылки, по которым вам предлагают перейти. Даже если сообщение пришло от близкого друга –лучше убедиться, что доступ к его аккаунту не заполучили мошенники.

Внимательность и осторожность нужны не только на скользких улицах. Не дайте мошенникам заработать на вас и ваших близких.