Найти в Дзене

Иные миры

Иные миры. А что это такое? Другая Галактика? Чужая планета? Иная цивилизация? Каждый человек – это целый мир. А увлеченный человек, профессионал – Вселенная.

Украшение Святой Канавки в Дивеевском монастыре
Украшение Святой Канавки в Дивеевском монастыре

Для неспециалиста действия профессионала – почти волшебство. Мы смотрим на работу реставраторов, поваров, музыкантов, инженеров с каким-то детским восторгом. Для нас это – фантастика. Доводилось мне слышать такие диалоги:

- Ты видел, видел? А как это? Как он это делает?

- Не знаю. Да просто, берет и делает.

- Ага, ты сам попробуй!

Заглянув в иной мир ненадолго, ты обогатился чужим опытом, получил впечатления и пошел дальше своей дорогой. Это роскошь человеческого общения.

В Нижегородской Ленинской библиотеке сейчас уже работает уникальный центр по реставрации старинных книг. А когда этот проект только зарождался, в библиотеку пригласили журналистов. И там наша съемочная группа столкнулась с человеком как раз из категории – «иной мир», «чужая планета».

Это был начальник отдела гигиены и реставрации Ленинской библиотеки Юрий Анатольевич Сафронов. С какой-то невероятной любовью он рассказывал нам про гигантскую бумагорезательную машину. Потом мы увидели этот колоссальный металлический станок. Энтузиасты привезли его из Харбина в 1937 году.

Мы видели массивную машину, а слышали повесть о почти волшебном артефакте. Наш гид раз за разом подрезал бумагу огромным ножом. Операторы снимали дубль за дублем. Зачем? В этом –невероятная жизнь. Нам было очень интересно. Настолько увлекательно и увлеченно Юрий Анатольевич это делал. Здесь его мир, любимый мир, в котором с любовью возрождаются старинные книги. Секрет привлекательности таких «иных миров» прост: в них есть любовь.

Еще один мир, почти непонятный «чужакам», но очень интересный – царство цветов. Точнее, маленькое отдельное королевство под названием «храмовая флористика».

Зачем в храме цветы? Для чего украшаются иконы, мощевики, царские врата? В этих ярких композициях переплетены цветы и цветовые гаммы, гармония смысловых сочетаний и живые эмоции, сердечные переживания самих флористов. Они готовят букеты как свой дар храму, Богу. Прихожане видят эти украшения, умиляются, настраиваются на молитвенный лад, погружаются в атмосферу праздника.

Флористы рассказывают:

- «Цветы в храме - это не украшение само по себе. Яркое убранство – часть Богослужения. Букеты, венки, декорированные иконы, на самом деле, должны настраивать прихожан на особые чувства, молитву, вызывать умиление».

Флорист тщательно подбирает цветы. На Богородичные праздники храмы часто украшаются лилиями. Имеет значение даже цвет цветов. Он соответствует празднику и совпадает с цветом облачений священников. Это целая наука. Оказывается, каждому святому принадлежит свой цвет. Праздники мучеников украшаются красными цветами, а праздники преподобных – зелеными и золотистыми.

И таких тонкостей – не один десяток. Но даже не в них дело. Интереснее всего – сами флористы. Удивительные, увлеченные и любящие люди, которых обычно никто не замечает. Собрались прихожане в храме на праздник:

- Ух ты! Какая красота! Благолепие.

А кто украшал? Кто знает имена храмовых флористов? Это еще один «иной мир», не видимый миром обычным.

Любовь – это все-таки главная составляющая красивого и гармоничного «иного мира».

В Нижнем Новгороде колокольный звон звучит нередко. Чаще как призыв на молитву. Но бывают и праздники, фестивали колокольного искусства. Расскажу об одном из них.

Звуки колокола – это необычная музыка, молитва в бронзе. Мало кто знает, что звонов – великое множество. Людям на этом фестивале просто было интересно. Они с большим удовольствием слушали звучание колоколов, снимали звонарей на телефоны. Самое интересное – реакция зрителей. Гуляющие по Нижегородскому Кремлю (именно там проходил фестиваль) шли на звуки колоколов, на шоу. Они приходили, слушали звон, потом поднимались на колокольню. Одна женщина, стоя рядом с колоколами (там, на самом верху) от восторга… закрывала уши руками. Какой-то парень пришел на фестиваль случайно. Ему было интересно, но отношение к колокольному звону неоднозначное. Мы немного разговорились:

- Ну как, нравится? - спросил я.

- Интересно. Необычно. Красиво. Но как-то… громко, - немного смущенно ответил мой собеседник.

Тогда я решил немного похулиганить. Взял этого парня за руку, привлек еще несколько человек и завел их всех под самый большой колокол - Благовестник. Там удивительный звук внутри: он проходит сквозь человека, вибрации пронизывают. Говорят, это еще и полезно для здоровья. Люди были ошеломлены. Они просто не ожидали такого эффекта. Звук глубокий, проникающий, но не слишком громкий. И это тоже удивляло участников эксперимента. Правда, нас оттуда быстро «попросили». В целях безопасности заходить под колокола нельзя…

На этот фестиваль приехали признанные звонари – профессора колокольного искусства. Это тоже люди, которых никто не видит. Они там, наверху, между небом и людьми. На этой встрече руководитель Суздальской школы колокольного искусства Мария Теплякова, известная поэтесса, прочитала свои стихи. Они заканчиваются так:

- Что там видно с колокольни?

Только небо без краев,

Тихий свет, и ветер вольный…

И любовь.