Да, и петербуржцы не все знают и задают такой вопрос, когда я рассказываю о своем посещении Академии Штиглица - одном из наиболее известных вузов России, выпускающих специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Неудивительно! Я уже не раз обращала внимание - в Питере нельзя знать все! Человеческой жизни мало для 300-летней истории лучшего города России!
Потому - мой подробный рассказ вашему вниманию! Ох, и интересно же будет! Начнем?
Расположилась Академия внутри величественного здания, объекта культурного наследия на Соляном переулке, 13 в районе метро "Чернышевская", которое уже год как закрыто на ремонт. Но прогуляться по Садовой пешком от метро "Гостиный двор" - в удовольствие.
Все организационные моменты я описала в первой статье (ссылку оставлю ниже), а по восхитительным залам самого Музея при Академии, куда мы с подругами сходили на экскурсию, прошлась весьма поверхностно. Попробую рассказать немного из того, что удалось узнать и запомнить от экскурсовода.
Хотя запутаться всё равно легко. Слишком большой объем экспозиции, слишком большая история здания и слишком мелки мы с сравнении с этим великолепием и искусством на века! Фонды музея насчитывают сейчас "более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов." /сведения из интернета/.
Уже при входе в музей сразу видна красота интерьеров. Казалось бы, касса, сувенирная лавка, гардероб, а уже красивая роспись стен и потолков украшает Парадный вестибюль Академии.
Сразу за ним, через небольшой подъëм идёт Аванзал, с которого и началась наша экскурсия. Арочные колонны, величественные своды, роспись стен выполнены в стилистике итальянского Возрождения.
Без истории не обойтись!
Сама Академия, ранее художественное училище, было основано на средства барона Александра Штиглица, известного мецената, и носит его имя. Что удивительно лично для меня, что первоначальное название вернули только в 2006 году! 😳 А до этого Академия носила имя известного советского скульптора Веры Мухиной, которая к этой Академии не имела никакого отношения, и даже ни разу там не была! Но среди ленинградцев, конечно, часто можно услышать закрепившееся в народе название самой Академии "Муха". Хорошо, что вернули имя создателя! ☝Тем более, что он этого более чем заслуживает.
Вдохновившись в 19 веке Художественной выставкой в Лондоне, барон Штиглиц, опираясь на огромное состояние своего отца (Людвига Штиглица) решает создать в России школу по подготовке специалистов: "художников-прикладников, учителей черчения и рисования." Сюда принимаются представители всех сословий, мужчин и женщин. Главное было - удачно выдержать экзамен по рисунку и иметь элементарное образование.
В создание этого проекта, опираясь на образцы лучших европейских вузов, Штиглиц вкладывает огромные по тем временам средства - 1 млн рублей, а после смерти Штиглица училище продолжает существовать на проценты с завещанного капитала.
Первый Директор училища - известный архитектор Максимилиан Месмахер ещё более прогрессивно подходит к процессу. Кроме того, что это под его руководством и по проекту архитекторов Кракау и Гедике в 1879-1881 годах строится это великолепное здание в Соляном переулке, так он ещё и берётся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов.
Здание задумывает из двух частей : непосредственно сама школа и музей, в котором студенты могли бы лицезреть образцы того, чему их учат, воочию. Из разных уголков страны в школу начинают поступать дары - разные произведения искусства, и это служит базой для создания Музея при Академии.
До сих пор также и работает всё: есть Учебный и есть Музейный корпус Академии. И связь их друг с другом видна даже нам, посетителям, на экскурсии. Вдохновляясь искусством в этих величественных стенах, студенты создают своё творчество. Мольберты повсюду.
В стиле историзма – одного из направлений эклектики, где соединяются в единой композиции черты разных стилей прошлого, строил Месмахер здание. Причём цели не было копировать! Он использовал знания, принципы их создания, чтоб передать суть архитектурных идей той или иной эпохи.
У учащихся воспитывался таким образом художественный вкус, а в постоянной практике оттачивалось мастерство. Всё это было оправдано! Таким образом, создавалось оформление музейного ансамбля руками самих воспитанников.
"Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович." /https://saint-petersburg.ru/m/history/rubin/371364/
Но в период революций начала 20 века у Художественного Училища, как и у всех культурных учреждений, возникли трудности. Вначале в 1905-1909 гг его полностью закрыли, нарушив тем самым всё прогрессивное, созданное великими умами уже в те годы. Например, отлаженная система отопления - трубы вмонтированы в стены и при помощи своей котельной огромное помещение могло отапливаться! ☝ Восстановить это так и не смогли - не будешь же разрушать расписанные стены сейчас! Потом с 1923 г. музей прикладного искусства становится филиалом Эрмитажа - и основная часть коллекции отходит туда, экспонаты которой возвратить до конца так и не смогли. Многие так и хранятся в запасниках.😔
Почти в самом начале войны в центральный купол здания попал фугасный снаряд. Он сильно повредил прозрачную крышу-купол и колонны в основном зале.
В те годы здание едва не погибло - ведь внутрь попадали осадки! Потом с 50-х годов купол как-то пытались закрывать, меняли один способ на другой, конструкция двойного купола была очень сложной и удалось восстановить по оригинальным чертежам только уже в 1999 году. Я даже переспросила у гида! То есть совсем недавно, представляете?!😱 Витражи Тиффани, коими был украшен купол, не сохранились вообще. И восстановить удалось уже в наше время лишь незначительную часть. На фото можно увидеть.
Теперь это Большой Выставочный зал Академии, на который мы все и смотрим с придыханием.
Вообще, после войны, когда стране остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, которое в 1953 году и назвали именем скульптора В.И. Мухиной. Начались ремонтно-восстановительные работы. Запомнилось из экскурсии от гида, да и в интернете потом нашла, что экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью». Представляете? 😲 В итоге, в самых пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Советская власть, не зная что делать с причудливыми росписями стен, решила их просто закрасить белой краской. Сейчас они за ажурной решёткой так и белеют там своими голыми стенами. Говорят, студенты -волонтёры безвозмездно пытаются восстановить прежние узоры, добравшись сквозь слой белой массы.
После войны музею была возвращена из Эрмитажа лишь небольшая часть его собрания (примерно 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали Русский музей и Академия художеств.
Удивительно, но только в декабре 2006 года академии вернули имя её создателя А. Л. Штиглица. Лучше поздно, чем никогда!
Усилиями реставраторов только в 1980-х годах было восстановлено пространство Русского зала "Теремок", выполненного в стилистике палат допетровской эпохи.
Здесь видим красочную роспись стен и сводов зала с элементами сусального золота, а также обрамление нижней части и оконных проемов набором "цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками."
Выход из русского зала украшают кованые ворота 16 века.
Далее следует зал, в котором обращают на себя внимание Куклы в костюмах разных губерний России!
Я уже акцентировала ваше внимание на тонкой работе фарфоровой головы каждой куклы, у которой по 4 зубчика видны даже!
В залах музея множество экспонатов-копий известных художественных произведений от студентов и преподавателей за все годы существования. Так можем проследить прогресс. Например, "с изобретением гальванопластики были созданы копии с настоящих золотых и серебряных чаш, кубков и блюд времен ренессанса. На блюдо из более дешевого материала, например медное, наносился тонкий слой серебра или золота." /https://saint-petersburg.ru/m/history/rubin/371364/
А как вам коллекция ключиков?)) Создается впечатление, что в быту не было ничего, на что можно было бы махнуть рукой, чтоб это было просто по-хозяйски. Во всем - искусство!
Проходя по залам Музея обращаем внимание на архивные фотографии и документы, расположенные в витринах.
Я сфотографировала для вас вот эту работу с цифрой 12 сбоку.
Это оценка! Дипломной работы студента. Тогда была 12-бальная система. За высший бал студент получал денежную премию от Училища, а вот если ниже 10 получал бал, то его отчисляли! Могли дать срок на исправление - от нескольких месяцев до полугода и до свидания! Вот такие кадры выпускало училище. 💪 Обучение там всегда было престижным и дорогим. Собственно, в наши дни - также это для талантливых и состоятельных!
"Большой выставочный (Итальянский) зал напоминает внутренний двор итальянского палаццо.
Он и создан был и до сих пор используется для выставок работ студентов и преподавателей.
Двухъярусная галерея служит опорой для стеклянного перекрытия купола. Отрадно, что в этом величественном зале в центре колонн на Парадной лестнице как дань уважения и почета - мраморная скульптура самого банкира, барона и мецената Александра Людвиговича Штиглица.
В галерее Большого зала также поражает воображение массивная скульптурная стена в графитовых оттенках. Это гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.).
Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. Античные образы – олимпийские боги и титаны, видимо, вдохновляют и нынешних студентов.
И посетителей - тоже! 😍
Из Большого зала мы перемещаемся в Папскую, или Рафаэлевскую галерею.
Здесь сохраняется атмосфера Возрождения, ведь этот торжественный коридор очень напоминает лоджии Ватиканского дворца и чем-то похож на Рафаэлевскую Галерею в Эрмитаже.
Рядом с входом в этот зал расположена Винтовая лестница, привлекающее внимание.
Далее мы попадаем в Коптскую галерею.
Здесь выставлены экспонаты старинной мебели, изделий из керамики, металла, и витражей 16-19 веков.
Дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) занимает здесь целый отсек. Это знаменитость! Она снималась в фильме "Гамлет" (с И. Смоктуновским) в 1964 году.
В Византийской комнате с красивым витражным стеклом
мы видим кабинет с мотивами из Нового завета в неоготическом стиле.
Удивительно тонкая проработка деталей из разных пород дерева восхищает, конечно!
Здесь же в углу - резное церковное кресло из орехового дерева, также с готическими деталями.
Напоследок гид провела нас ещё в два зала, которые теперь во сне приходят ко мне.☺ Невероятные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 👏
Зал Медичи.
Один только буфет можно разглядывать бесконечно! В центре изображена сцена «Борьба Зевса с титанами», а с помощью небольших скульптур и детальных узоров всё вместе это смотрится шедеврально!
Ещё здесь невероятной красоты лестница с глазурованными расписными керамическими балясинами, но снять целиком было невозможно - всегда кто-то да был там, из людей.
Тогда уж лучше нашу Оксану на входе в Зале показать, а над ней как раз и Медичи.
И конечно, кульминация фантазии и роскоши - Зал изразцовых печей!
Богатейшая коллекция русских изразцовых печей! Аж 15 штук в зале!
Есть образцы 17-19 веков. Печи удивляют не только своей узорчатостью! Ещё и сюжеты! Хотелось бы порассматривать хотя бы полдня!!!!! Как вам такой сюжет?При отъезде хозяин оставляет попугая следить за женой, а потом его расспрашивает, что происходило, пока его не было. 😁 Всё это в рисунках изразцов! Огонь, да?!
В торцевой части зала светлым тоном, сдержанностью и благородством в стиле классицизма выделяются дворцовые петербургские печи.
Всё. Устала. Пока писала. Эмоции тоже имеют свойство иссякать, когда монотонность писательской работы берёт верх. ☺ Надо закругляться.
В заключении, просто ТРИ МОИХ ЛЮБИМЫХ там произведения искусства, на которые глядя пульс учащается.
1. МЕДАЛЬОНЫ на окнах "Женские прически" (успели даже повисеть, украшая интерьер парикмахерской на Невском в свое время).
2. Этот КОМОД черного дерева с фигурками.
3. И эти ЧУДО_СТУЛЬЯ.
Как смогла - по своим впечатлениям, по тому, что запомнила на экскурсии и по материалам в интернете, конечно (чтоб наглядно увидеть про то ли я говорю?) постаралась рассказать вам об Академии Штиглица. Мой рассказ лучшим образом сможет дополнить только одно - ваше личное посещение этого прекрасного места!☝
Не забывайте, свободного входа в сам Музей нет. Только в Вестибюль, где можно приобрести продукцию Академии на память.
Вход в здание Музея - только с экскурсией. Билеты продаются через билетных операторов в интернете или самый выгодный вариант через группу Музея в ВК. Полный билет - 900 рублей. Есть льготы.
Спасибо, кто дочитал до конца! Надеюсь, лайк я заработала? Еще бы и Дзен дал показы! - было бы совсем не зря. Подписывайтесь на канал, у меня много всего интересного по Петербургу!
Ваша Карта И. по Питеру.