Найти тему
Карта И. по Питеру

А что это - Академия Штиглица? Что там интересного? Рассказываю и показываю. (много фото)

Оглавление

Да, и петербуржцы не все знают и задают такой вопрос, когда я рассказываю о своем посещении Академии Штиглица - одном из наиболее известных вузов России, выпускающих специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Неудивительно! Я уже не раз обращала внимание - в Питере нельзя знать все! Человеческой жизни мало для 300-летней истории лучшего города России!

Потому - мой подробный рассказ вашему вниманию! Ох, и интересно же будет! Начнем?

Расположилась Академия внутри величественного здания, объекта культурного наследия на Соляном переулке, 13 в районе метро "Чернышевская", которое уже год как закрыто на ремонт. Но прогуляться по Садовой пешком от метро "Гостиный двор" - в удовольствие.

Все организационные моменты я описала в первой статье (ссылку оставлю ниже), а по восхитительным залам самого Музея при Академии, куда мы с подругами сходили на экскурсию, прошлась весьма поверхностно. Попробую рассказать немного из того, что удалось узнать и запомнить от экскурсовода.
Фото автора, как и все ниже в статье! С подругами у Академии Штиглица.
Фото автора, как и все ниже в статье! С подругами у Академии Штиглица.

Хотя запутаться всё равно легко. Слишком большой объем экспозиции, слишком большая история здания и слишком мелки мы с сравнении с этим великолепием и искусством на века! Фонды музея насчитывают сейчас "более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов." /сведения из интернета/.

Уже при входе в музей сразу видна красота интерьеров. Казалось бы, касса, сувенирная лавка, гардероб, а уже красивая роспись стен и потолков украшает Парадный вестибюль Академии.

Вестибюль при входе в здание.
Вестибюль при входе в здание.

Сразу за ним, через небольшой подъëм идёт Аванзал, с которого и началась наша экскурсия. Арочные колонны, величественные своды, роспись стен выполнены в стилистике итальянского Возрождения.

Без истории не обойтись!

Сама Академия, ранее художественное училище, было основано на средства барона Александра Штиглица, известного мецената, и носит его имя. Что удивительно лично для меня, что первоначальное название вернули только в 2006 году! 😳 А до этого Академия носила имя известного советского скульптора Веры Мухиной, которая к этой Академии не имела никакого отношения, и даже ни разу там не была! Но среди ленинградцев, конечно, часто можно услышать закрепившееся в народе название самой Академии "Муха". Хорошо, что вернули имя создателя! ☝Тем более, что он этого более чем заслуживает.

Вдохновившись в 19 веке Художественной выставкой в Лондоне, барон Штиглиц, опираясь на огромное состояние своего отца (Людвига Штиглица) решает создать в России школу по подготовке специалистов: "художников-прикладников, учителей черчения и рисования." Сюда принимаются представители всех сословий, мужчин и женщин. Главное было - удачно выдержать экзамен по рисунку и иметь элементарное образование.

В создание этого проекта, опираясь на образцы лучших европейских вузов, Штиглиц вкладывает огромные по тем временам средства - 1 млн рублей, а после смерти Штиглица училище продолжает существовать на проценты с завещанного капитала.

Первый Директор училища - известный архитектор Максимилиан Месмахер ещё более прогрессивно подходит к процессу. Кроме того, что это под его руководством и по проекту архитекторов Кракау и Гедике в 1879-1881 годах строится это великолепное здание в Соляном переулке, так он ещё и берётся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов.

Здание задумывает из двух частей : непосредственно сама школа и музей, в котором студенты могли бы лицезреть образцы того, чему их учат, воочию. Из разных уголков страны в школу начинают поступать дары - разные произведения искусства, и это служит базой для создания Музея при Академии.

До сих пор также и работает всё: есть Учебный и есть Музейный корпус Академии. И связь их друг с другом видна даже нам, посетителям, на экскурсии. Вдохновляясь искусством в этих величественных стенах, студенты создают своё творчество. Мольберты повсюду.

Творчество студентов академии сейчас.
Творчество студентов академии сейчас.

В стиле историзма – одного из направлений эклектики, где соединяются в единой композиции черты разных стилей прошлого, строил Месмахер здание. Причём цели не было копировать! Он использовал знания, принципы их создания, чтоб передать суть архитектурных идей той или иной эпохи.

В Итальянских залах.
В Итальянских залах.

У учащихся воспитывался таким образом художественный вкус, а в постоянной практике оттачивалось мастерство. Всё это было оправдано! Таким образом, создавалось оформление музейного ансамбля руками самих воспитанников.

-8

"Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович." /https://saint-petersburg.ru/m/history/rubin/371364/

Но в период революций начала 20 века у Художественного Училища, как и у всех культурных учреждений, возникли трудности. Вначале в 1905-1909 гг его полностью закрыли, нарушив тем самым всё прогрессивное, созданное великими умами уже в те годы. Например, отлаженная система отопления - трубы вмонтированы в стены и при помощи своей котельной огромное помещение могло отапливаться! ☝ Восстановить это так и не смогли - не будешь же разрушать расписанные стены сейчас! Потом с 1923 г. музей прикладного искусства становится филиалом Эрмитажа - и основная часть коллекции отходит туда, экспонаты которой возвратить до конца так и не смогли. Многие так и хранятся в запасниках.😔

Почти в самом начале войны в центральный купол здания попал фугасный снаряд. Он сильно повредил прозрачную крышу-купол и колонны в основном зале.

Прозрачный стеклянный двойной купол здания. Слева - витражи Тиффани.
Прозрачный стеклянный двойной купол здания. Слева - витражи Тиффани.

В те годы здание едва не погибло - ведь внутрь попадали осадки! Потом с 50-х годов купол как-то пытались закрывать, меняли один способ на другой, конструкция двойного купола была очень сложной и удалось восстановить по оригинальным чертежам только уже в 1999 году. Я даже переспросила у гида! То есть совсем недавно, представляете?!😱 Витражи Тиффани, коими был украшен купол, не сохранились вообще. И восстановить удалось уже в наше время лишь незначительную часть. На фото можно увидеть.

Теперь это Большой Выставочный зал Академии, на который мы все и смотрим с придыханием.

Большой Выставочный зал Академии Штиглица.
Большой Выставочный зал Академии Штиглица.

Вообще, после войны, когда стране остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, которое в 1953 году и назвали именем скульптора В.И. Мухиной. Начались ремонтно-восстановительные работы. Запомнилось из экскурсии от гида, да и в интернете потом нашла, что экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью». Представляете? 😲 В итоге, в самых пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Советская власть, не зная что делать с причудливыми росписями стен, решила их просто закрасить белой краской. Сейчас они за ажурной решёткой так и белеют там своими голыми стенами. Говорят, студенты -волонтёры безвозмездно пытаются восстановить прежние узоры, добравшись сквозь слой белой массы.
Белые стены и минимализм советской эпохи. Спасибо, хоть пол не тронули!
Белые стены и минимализм советской эпохи. Спасибо, хоть пол не тронули!

После войны музею была возвращена из Эрмитажа лишь небольшая часть его собрания (примерно 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали Русский музей и Академия художеств.

Удивительно, но только в декабре 2006 года академии вернули имя её создателя А. Л. Штиглица. Лучше поздно, чем никогда!

Усилиями реставраторов только в 1980-х годах было восстановлено пространство Русского зала "Теремок", выполненного в стилистике палат допетровской эпохи.

Здесь видим красочную роспись стен и сводов зала с элементами сусального золота, а также обрамление нижней части и оконных проемов набором "цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками."

Выход из русского зала украшают кованые ворота 16 века.

-14

Далее следует зал, в котором обращают на себя внимание Куклы в костюмах разных губерний России!

-15

Я уже акцентировала ваше внимание на тонкой работе фарфоровой головы каждой куклы, у которой по 4 зубчика видны даже!

-16

В залах музея множество экспонатов-копий известных художественных произведений от студентов и преподавателей за все годы существования. Так можем проследить прогресс. Например, "с изобретением гальванопластики были созданы копии с настоящих золотых и серебряных чаш, кубков и блюд времен ренессанса. На блюдо из более дешевого материала,  например медное, наносился тонкий слой серебра или золота." /https://saint-petersburg.ru/m/history/rubin/371364/

А как вам коллекция ключиков?)) Создается впечатление, что в быту не было ничего, на что можно было бы махнуть рукой, чтоб это было просто по-хозяйски. Во всем - искусство!

Проходя по залам Музея обращаем внимание на архивные фотографии и документы, расположенные в витринах.

Я сфотографировала для вас вот эту работу с цифрой 12 сбоку.

-19

Это оценка! Дипломной работы студента. Тогда была 12-бальная система. За высший бал студент получал денежную премию от Училища, а вот если ниже 10 получал бал, то его отчисляли! Могли дать срок на исправление - от нескольких месяцев до полугода и до свидания! Вот такие кадры выпускало училище. 💪 Обучение там всегда было престижным и дорогим. Собственно, в наши дни - также это для талантливых и состоятельных!

"Большой выставочный (Итальянский) зал напоминает внутренний двор итальянского палаццо.

Он и создан был и до сих пор используется для выставок работ студентов и преподавателей.

Парадная лестница Большого Выставочного зала.
Парадная лестница Большого Выставочного зала.

Двухъярусная галерея служит опорой для стеклянного перекрытия купола. Отрадно, что в этом величественном зале в центре колонн на Парадной лестнице как дань уважения и почета - мраморная скульптура самого банкира, барона и мецената Александра Людвиговича Штиглица.

-21

В галерее Большого зала также поражает воображение массивная скульптурная стена в графитовых оттенках. Это гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.).

-22

Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. Античные образы – олимпийские боги и титаны, видимо, вдохновляют и нынешних студентов.

И посетителей - тоже! 😍

-24

Из Большого зала мы перемещаемся в Папскую, или Рафаэлевскую галерею.

Здесь сохраняется атмосфера Возрождения, ведь этот торжественный коридор очень напоминает лоджии Ватиканского дворца и чем-то похож на Рафаэлевскую Галерею в Эрмитаже.

Рядом с входом в этот зал расположена Винтовая лестница, привлекающее внимание.

-25

Далее мы попадаем в Коптскую галерею.

Здесь выставлены экспонаты старинной мебели, изделий из керамики, металла, и витражей 16-19 веков.

Дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) занимает здесь целый отсек. Это знаменитость! Она снималась в фильме "Гамлет" (с И. Смоктуновским) в 1964 году.

В Византийской комнате с красивым витражным стеклом

мы видим кабинет с мотивами из Нового завета в неоготическом стиле.

-28

Удивительно тонкая проработка деталей из разных пород дерева восхищает, конечно!

-29

Здесь же в углу - резное церковное кресло из орехового дерева, также с готическими деталями.

-30

Напоследок гид провела нас ещё в два зала, которые теперь во сне приходят ко мне.☺ Невероятные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 👏

Зал Медичи.

Один только буфет можно разглядывать бесконечно! В центре изображена сцена «Борьба Зевса с титанами», а с помощью небольших скульптур и детальных узоров всё вместе это смотрится шедеврально!

Ещё здесь невероятной красоты лестница с глазурованными расписными керамическими балясинами, но снять целиком было невозможно - всегда кто-то да был там, из людей.

-32

Тогда уж лучше нашу Оксану на входе в Зале показать, а над ней как раз и Медичи.

-33

И конечно, кульминация фантазии и роскоши - Зал изразцовых печей!

-34

Богатейшая коллекция русских изразцовых печей! Аж 15 штук в зале!

-35

Есть образцы 17-19 веков. Печи удивляют не только своей узорчатостью! Ещё и сюжеты! Хотелось бы порассматривать хотя бы полдня!!!!! Как вам такой сюжет?При отъезде хозяин оставляет попугая следить за женой, а потом его расспрашивает, что происходило, пока его не было. 😁 Всё это в рисунках изразцов! Огонь, да?!

-36

В торцевой части зала светлым тоном, сдержанностью и благородством в стиле классицизма выделяются дворцовые петербургские печи.

Всё. Устала. Пока писала. Эмоции тоже имеют свойство иссякать, когда монотонность писательской работы берёт верх. ☺ Надо закругляться.

В заключении, просто ТРИ МОИХ ЛЮБИМЫХ там произведения искусства, на которые глядя пульс учащается.

1. МЕДАЛЬОНЫ на окнах "Женские прически" (успели даже повисеть, украшая интерьер парикмахерской на Невском в свое время).

2. Этот КОМОД черного дерева с фигурками.

3. И эти ЧУДО_СТУЛЬЯ.

Как смогла - по своим впечатлениям, по тому, что запомнила на экскурсии и по материалам в интернете, конечно (чтоб наглядно увидеть про то ли я говорю?) постаралась рассказать вам об Академии Штиглица. Мой рассказ лучшим образом сможет дополнить только одно - ваше личное посещение этого прекрасного места!☝
-41

Не забывайте, свободного входа в сам Музей нет. Только в Вестибюль, где можно приобрести продукцию Академии на память.

Вход в здание Музея - только с экскурсией. Билеты продаются через билетных операторов в интернете или самый выгодный вариант через группу Музея в ВК. Полный билет - 900 рублей. Есть льготы.

Спасибо, кто дочитал до конца! Надеюсь, лайк я заработала? Еще бы и Дзен дал показы! - было бы совсем не зря. Подписывайтесь на канал, у меня много всего интересного по Петербургу!

Ваша Карта И. по Питеру.