Найти тему
Спроси учителя

Задание 8 по русскому языку ЕГЭ 2024. Употребление причастий

Оглавление

Рассмотрим грамматическую ошибку - одну из наиболее трудных для поиска, как показывает практика. Некоторым учащимся сложно увидеть не только границы причастного оборота, но и само причастие в предложении.

В первой статье цикла вам были предложены карточки-сигналы для определения задачи поиска.

-2

Если мы ищем предложение с неправильным употреблением причастного оборота, то в нём, само собой, должен находиться причастный оборот.

-3

Обнаружив искомое, проверяем, всё ли в порядке?

-4

По существу, правило употребления причастий в тексте содержит только два пункта. Мы должны убедиться в том, что границы оборота не нарушены, а само причастие имеет верную форму.

Что бывает не так?

-5

Во-первых, определяемое слово категорически не должно нарушать границ самого причастного оборота! На карточке выше (и далее) красным фоном отмечен недопустимый вариант, зелёным - правильный. Обратите внимание на то, что в первом случае невозможно применить пунктуационное правило, так как определяемое слово стоит ни до, ни после, а внутри причастного оборота.

-6

Во-вторых, причастие должно быть употреблено в той же форме, что и определяемое слово. Чтобы не пропустить подобную ошибку в предложении, будьте бдительны при определении слова, к которому относится причастие. Обратите внимание: часто посещали Летний дворец сподвижники Петра, а не Пётр, который жил в нём летом. Задаём вопрос к причастию от определяемого слова!

-7

В-третьих, ошибка может скрываться не в сочетаемости слов, а в образовании самого причастия. Следует понимать, от какой основы, с помощью какого суффикса образовано слово и может ли существовать в языке подобная форма.

-8

В-четвёртых, следует обращать внимание на лексическую сочетаемость слов. Маятник колеблется сам, следовательно, он колеблющийся; музыканта сыграть нельзя (это он играет пьесу); надевать можно что-то на кого-то, а одевать только кого-то (а не на кого или что), и т.п.

В-пятых, следует быть внимательным к содержанию предложения в целом. Иногда в нём нет ошибки, а есть возможность двоякого толкования.

-9

Пример слева здесь показывает, что оба варианта предложения верны и могут зависеть от общего смысла, контекста. Ведь широко известной может стать только одна книга писателя, но может также и личность писателя быть широко известной.

В примерах же справа двоякое толкование невозможно. Свечу может быть не видно, так как сияет не она сама, а лишь её пламя в данных случаях.

Будьте внимательны! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую публикацию.