Роман «Камера обскура» (1932-1933) является пятым русским романом и вторым из знаменитой набоковской «немецкой» темы. К сожалению, он не так известен, как "Лолита", чей сюжет знаком даже тем, кто никогда не держал этот роман на своей книжной полке (кстати, о "Лолите" у меня есть отдельная статья), но не менее интересен. Тем более, что сюжет "Камеры обскура" можно считать предтечей "Лолиты".
В основе сюжета лежит история отношений искусствоведа Б. Кречмара и 16-летней актрисой Магды Петерс. Но главный герой не подозревает, какой злой рок настигнет его. Лейтмотивом произведения можно смело считать фразеологизм «любовь слепа», но физическая слепота, настигшая героя финале, стала лишь следствием за духовную слепоту.
В романе рассказывается о нездоровой, маниакальной привязанности. Главный герой вытесняет из своей жизни все то, что для любого человека стало бы основой счастливой жизни: порядочность, семью, и, в конце концов, здравый смысл. Но главный герой, богатый искусствовед Кречмар, воспринимает мир с позиции эстета - ценит внешнюю красоту, которая окажется для него важнее внутреннего уродства малолетней возлюбленной.
Но на ее подлости автор не заостряет внимание и даже пытается оправдать: дурное прошлое, домашнее насилие, любовные неудачи. И такой достаточно избитый, даже клишированный сюжет в произведении Набокова превращается в метафору внутренней слепоты.
«Камера обскура» для меня это не просто книга, а сжатая пружина. Выверенные характеры героев, сравнения, аллюзии и та беспощадность, с которой автор повествует о перипетиях лишь предвосхитили главный, но не лучший роман Набокова - «Лолиту».
Камера обскура встречается в художественной культуре часто. Одно из самых известных изображений этого предмета в искусстве мы встретим на картине Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (подробнее об этой загадочной картине я рассказываю здесь). И эта параллель с изобразительным искусством неслучайна, ведь камера обскура Набокова демонстрирует перевернутую картину мира.
Как уже было отмечено ранее, сюжет вращается вокруг респектабельного искусствоведа и его юной любовницы, мечтающей о карьере актрисы (недаром сам автор говорил о том, что сюжет состоит из клише). Но эта пошлое, низменное чувство кажется герою глотком свежего воздуха, но уже становится понятно, что это лишь искажение реальности - камера обскура.
Но не стоит безоговорочно вешать на героев ярлыки порочных и отрицательных героев. «Камера обскура» призвана показать зрителям то, куда могут завести любого человека тайные желания. Смысловые камертоны Набокова раскрываются в этом произведении в полной мере, неудивительно, что этот роман автор выпустил под псевдонимом Вл. Сирин. Сирин - мифическая птица в славянском фольклоре. Более того, эта певчая птица служит не только символом художественного, но и поэтического мира.
Впоследствии роман был переведен на английский язык и получил не менее прозаичное название - “Laughter in the dark”. Набоков создал произведение, лишенное морализаторства, он беспристрастно изображает каждого из героев.
Главной художественной особенностью романа становится его кинематографичность, сам же Набоков определил жанр как «триллер». При чтении создается ощущение чередования картинок, который образуют метафору «киноглаза». Биографы утверждают, что Набоков создавал «Камеру обскура» с расчетом на экранизацию.
Новаторские для того времени сцены, увы, не привлекли кинематографистов. Тогда перспективой экранизации заинтересовались немецкие и американские продюсеры, но дальше переговоров дело не пошло. Но спустя около 30 лет роман был экранизирован: к тому Набоков опубликовал «Лолиту» и стал знаменит, продюсеры приобрели права, и в режиссерское кресло сел лауреат премии «Оскар» Тони Ричардсон. Увы, после окончания съемок картина была снята с проката. Возможно из-за аморальных сцен, связанных с унижением слепого героя (но в плохом качестве фильм возможно посмотреть). А в 2011 году вышел 20-минутный короткометражный фильм "Смех в темноте".
В этом произведение у Набокова, вероятно, впервые появляется новый эстетический принцип, благодаря которому, казалось бы, банальная любовная драма становится историко-культурной парадигмой, из которой, в свою очередь, «вырос» такой знаменитый роман как «Лолита».
А как вы считаете, какой лучший роман В. Набокова?
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи о литературе, которые могут быть вам интересны: