Друиды играли значительную роль в европейской мифологии железного века. Читайте дальше, чтобы узнать, как их легенда соотносится с реальностью.
Туман и магия окружают многие современные интерпретации друидов. Их существование в популярной культуре также создало стереотип и мифологию религиозных специалистов со сверхъестественными способностями, прорицательным мастерством и способностью произносить заклинания. В этой статье мы рассмотрим, насколько этот образ оправдан историческими источниками и археологией, рассматривая труды Цезаря и Тацита, а также некоторые очень странные ложки железного века!
История друидов
Исторические источники о друидах ограничены, а их описания замаскированы римской пропагандой, в которой они часто изображаются как варвары . К сожалению, из-за устной природы друидических учений нет никаких письменных свидетельств о самих друидах железного века, и поэтому нам приходится полагаться на римские отчеты и выводы, полученные из скудных археологических записей. Одно из описаний друидов исходит от Юлия Цезаря в его «Галльских войнах» . В этой книге Цезарь рассказал о своем опыте во время Галльских войн во Франции и о своем вторжении в южную Британию , в ходе которого он столкнулся с коренными племенными группами воочию. Он описывает друидов как людей, занимающихся божественным поклонением, совершающих жертвоприношения и решающих общественные споры, когда они сидели в определенном священном месте в определенное время года..
Цезарь также писал, что друиды возникли в Британии, скорее всего, на острове Англси (Мона) в Уэльсе, и оттуда они завершили свое обучение, длившееся около двадцати лет, прежде чем вернуться или быть отправленными в Галлию. Кроме того, главный друид избирался на всю его жизнь, и только после его смерти назначался новый вождь. Если несколько друидов имели равный статус, то проводилось голосование.
Во время своего пребывания в Британии Цезарь также рассказал историю об использовании плетеного человека. Цезарь написал рассказ, который, по-видимому, был рассказом из первых уст, хотя важно отметить, что многие римские писатели ссылались на другие работы и пытались выдать их за рассказ из первых уст. Однако его комментарий включал описание большой плетеной конструкции, которая была набита живыми людьми и подожжена; он также подробно описал, как преступники были излюбленными жертвами, хотя в их отсутствие могли использоваться и невинные. Это описание захватывало воображение на протяжении тысячелетий, но особенно тех, кто был в Риме, откуда шло финансирование войн Цезаря. У Цезаря была определенная необходимость изобразить германские, галльские и британские племена как варварские — чтобы создать ощущение инаковости. Это было связано с тем, что его кампании в значительной степени зависели от финансирования из Рима, и ему нужно было оправдать свои причины для продолжения своей экспансии.
Уничтожение Англси
Благодаря рассказам Цезаря о происхождении друидов в Британии, для Рима стало крайне важным сокрушить их власть, чтобы подавить потенциальные восстания. Однако лишь около столетия спустя, в 60 или 61 г. н. э., когда Светоний Паулин возглавил успешную атаку на остров, друиды Англси столкнулись с прямым нападением на свой центр власти.
Тацит дает убедительный отчет о друидах, одетых в черные одежды в облике фурий, с руками, поднятыми к небу, и скандирующих проклятия, которые парализовали римлян до такой степени, что они подвергали себя ранениям без какой-либо попытки защиты. В конце концов, объединив солдат, они смогли преодолеть сопротивление друидов и начали уничтожать священные рощи. Прежде чем разрушение было завершено, армия была отозвана из Англси, чтобы противостоять восстанию в восточной Англии королевы иценов Боудикки , которая объединилась с соседними триновантами.
Из-за преждевременного отступления римской армии, чтобы противостоять Боудикке, только в 78 г. н. э. второе вторжение в Англси полностью подавило сопротивление друидов. Гней Юлий Агрикола стал римским наместником Британии и узнал, что ордовики Уэльса уничтожили местное кавалерийское подразделение. Этого нападения на римскую власть было достаточно, чтобы Агрикола начал второе вторжение на остров, чтобы полностью усмирить население. Этот последний и решительный удар привел к трем столетиям римского правления островом.
Археология друидов
Другим потенциальным источником информации о существовании и функциях друидов является археология. Однако прямых археологических доказательств явно не хватает, и их присутствие можно предположить только через некоторые необычные захоронения или из святилищ; важно отметить, что существование святилища не подразумевает напрямую существование друида, поскольку любой мог воспользоваться святилищем, не получив обширного образования в течение многих лет в области друидических практик.
Одним из возможных источников, который может предположительно предполагать существование религиозного специалиста, является обнаружение пар необычных бронзовых ложек из захоронений, которые могли использоваться в качестве гадательного оборудования. Эти ложки были найдены преимущественно в Британии и часто представляют собой неглубокие овальные чаши, которые, по-видимому, были разработаны так, чтобы удобно помещаться в ладонь взрослого человека. В одной ложке всегда просверлено отверстие не по центру, в то время как другая имеет крест, который делит ее на четыре четверти. Было высказано предположение, что жидкость, такая как вода, кровь или пиво, могла быть вылита через отверстие первой ложки, а затем капала на вторую ложку в какой-то форме гадательной практики. Ранние толкования ложек предполагали, что они были, на самом деле, христианскими и использовались для совершения евхаристии или для крещения, хотя эти толкования с тех пор были опровергнуты из-за современных методов датирования.
Идея о том, что друиды занимались гаданием, также поддерживается некоторыми историческими источниками. Однако разница в том, что римские источники имели тенденцию поносить эту практику, предполагая, что после принесения человека в жертву его внутренности будут изучаться как форма варварского гадания. Это свидетельствует об идее друидического гадания, хотя метод осуществления практики явно сильно отличается.
Друиды в народном воображении
Из-за так называемого «кельтского возрождения» желание проследить родословную до народов железного века вызвало волну интереса к языкам, культуре и религиям, существовавшим в этот период. В Британии этот интерес возглавил Уильям Стьюкли в середине 1740-х годов, опубликовав два тома, посвященных его исследованиям Стоунхенджа и Эйвбери. Он пришел к выводу, что практически все каменные круги, ряды и гробницы были приписаны друидам и что городища были либо крепостями, либо лагерями Цезаря во время его завоевания Британии. Как мы теперь знаем, каменные круги, ряды и гробницы на самом деле восходят к неолиту и, следовательно, существовали задолго до прихода железного века в Британию (Cunliffe 2018, 16).
Возрождение друидизма началось в 19 веке с очень слабой связи с тем, как он практиковался в железном веке. Это было в основном из-за предубеждений, присутствующих в исторических источниках, и отсутствия археологических свидетельств. Со временем идеи современного друидизма прогрессировали, и теперь у него много последователей среди тех, кто интересуется древними способами с упором на сохранение природы, общественные работы и общую систему политеистических верований. Современное воплощение друидизма, конечно, должно соблюдать современные законы и социальные нормы, что, безусловно, снижает акцент на человеческих жертвоприношениях и публичном использовании холодного оружия!
Существовали ли друиды на самом деле?
Даже при наличии обширных исследований по теме друидов и железного века, на этот вопрос все еще очень сложно ответить. С одной стороны, есть веские доказательства из исторических источников, что существовала каста образованных лидеров, чтобы помогать общему населению каждого племени. С другой стороны, нет археологических свидетельств, которые бы напрямую доказывали, что они существовали в форме, представленной в римских писаниях.
Можно сделать выводы о возможном гадательном оборудовании, таком как ложки, которые иногда находят в захоронениях железного века, хотя это далеко не окончательное доказательство. Однако кажется вероятным, что общества железного века были разделены на разные классы, и поэтому вероятно, что друиды действительно имели большую власть над своими соответствующими племенами, хотя эта власть, скорее всего, была через их образование и политическое влияние, а не через прямое направление сверхъестественных сил.
Не вызывает сомнений то, что идея друида захватила воображение людей за последние несколько сотен лет, и многие современные друиды считают себя наследниками древней практики, которая впервые появилась еще в железном веке; современные практики — это «лучшее предположение» о том, что существовало в этот период, основанное на скудных археологических находках и римских источниках
#история #мифология #культура #верования