Ответим на этот вопрос, разобрав вот эту картину Ван Гога «Портрет доктора Гаше».
На первый взгляд, да, это импрессионизм. Ведь работа такая яркая!
И в самом деле, к тому моменту художник уже многое перенял у импрессионистов. Например, разноцветье. До этого он писал в серо-коричневых тонах.
Ещё мы видим широкие и пастозные мазки. Ведь и правда, как у импрессионистов, верно?
Но обратите внимание, что эти самые мазки у Ван Гога больше похожи на широкие стежки ниток, которые аккуратно ложатся близко друг к другу. В этом проявляется декоративность и условность изображения.
В то время как импрессионисты использовали широкие различимые мазки вынуждено. Чтобы успеть написать увиденное, пока солнце не зашло или туман не рассеялся.
И им приходилось работать быстро и размашисто. При этом мазки никогда не укладывались на поверхность холста настолько аккуратно.
Ещё две особенности указывают на то, что у Ван Гога не импрессионизм.
Он использует такой прием как клуазонизм. Это когда большие участки холста закрашивают одним ярким цветом.
В результате изображение станоаится похожим на витраж. Только жирный контур на картине заменяет перегородки, а закрашенные участки — куски разноцветного стекла.
Этот прием тоже делает изображение декоративным. А ещё помогает усилить определенное эмоциональное звучание картины.
В XIX веке синий цвет олицетворял тихую грусть, легкую печаль. А яркий красный намекает на опасность, тревогу.
Импрессионисты не стремились к такой декоративности. А цвет передавали реалистично.
Клуазонизм потом стал частым приемом у художников следующего поколения.
Еще назову Вам один признак того, что перед нами НЕ импрессионизм.
Видите, фигура доктора Гаше чем-то похожа на слегка оплывшую свечку?
Ван Гог делает волнистыми линии его пиджака, головного убора, кистей рук.
Он слегка искажает форму, чтобы передать характер и настроение модели. Так он подчеркивает внутреннюю тревожность, нервозность доктора. А колорит, который мы уже разобрали, это всё усиливает.
Импрессионисты такими вещами не увлекались. Они были сосредоточены на световых эффектах, не стремясь раскрывать личность человека.
Итак, Ван Гог написал свою картину в стиле постимпрессионизма. И он использует такие приемы, как клуазонизм и искажение формы.
В дальнейшем эти приемы станут обязательными для модернистов, таких как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Казимир Малевич и многих других.
***
Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.
Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: