Найти в Дзене

Почему Ван Гог вовсе не импрессионист

Ответим на этот вопрос, разобрав вот эту картину Ван Гога «Портрет доктора Гаше».

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1889. Музей Орсе в Париже.
Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1889. Музей Орсе в Париже.

На первый взгляд, да, это импрессионизм. Ведь работа такая яркая!

И в самом деле, к тому моменту художник уже многое перенял у импрессионистов. Например, разноцветье. До этого он писал в серо-коричневых тонах.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885. Музей Ван Гога в Амстердаме.
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885. Музей Ван Гога в Амстердаме.

Ещё мы видим широкие и пастозные мазки. Ведь и правда, как у импрессионистов, верно?

-3

Но обратите внимание, что эти самые мазки у Ван Гога больше похожи на широкие стежки ниток, которые аккуратно ложатся близко друг к другу. В этом проявляется декоративность и условность изображения.

В то время как импрессионисты использовали широкие различимые мазки вынуждено. Чтобы успеть написать увиденное, пока солнце не зашло или туман не рассеялся.

И им приходилось работать быстро и размашисто. При этом мазки никогда не укладывались на поверхность холста настолько аккуратно.

Берта Моризо. Летний день. 1880. Национальная лондонская галерея.
Берта Моризо. Летний день. 1880. Национальная лондонская галерея.

Ещё две особенности указывают на то, что у Ван Гога не импрессионизм.

Он использует такой прием как клуазонизм. Это когда большие участки холста закрашивают одним ярким цветом.

-5

В результате изображение станоаится похожим на витраж. Только жирный контур на картине заменяет перегородки, а закрашенные участки — куски разноцветного стекла.

Этот прием тоже делает изображение декоративным. А ещё помогает усилить определенное эмоциональное звучание картины.

В XIX веке синий цвет олицетворял тихую грусть, легкую печаль. А яркий красный намекает на опасность, тревогу.

Импрессионисты не стремились к такой декоративности. А цвет передавали реалистично.

Клод Моне. Сирень. 1883. Пушкинский музей в Москве.
Клод Моне. Сирень. 1883. Пушкинский музей в Москве.

Клуазонизм потом стал частым приемом у художников следующего поколения.

Анри Матисс. Танец. 1910. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс. Танец. 1910. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Еще назову Вам один признак того, что перед нами НЕ импрессионизм.

Видите, фигура доктора Гаше чем-то похожа на слегка оплывшую свечку?

-8

Ван Гог делает волнистыми линии его пиджака, головного убора, кистей рук.

Он слегка искажает форму, чтобы передать характер и настроение модели. Так он подчеркивает внутреннюю тревожность, нервозность доктора. А колорит, который мы уже разобрали, это всё усиливает.

Импрессионисты такими вещами не увлекались. Они были сосредоточены на световых эффектах, не стремясь раскрывать личность человека.

Пьер Огюст Ренуар. Качели. 1876. Музей Орсе в Париже.
Пьер Огюст Ренуар. Качели. 1876. Музей Орсе в Париже.

Итак, Ван Гог написал свою картину в стиле постимпрессионизма. И он использует такие приемы, как клуазонизм и искажение формы.

В дальнейшем эти приемы станут обязательными для модернистов, таких как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Казимир Малевич и многих других.

Казимир Малевич. Три женские фигуры. 1930. Русский музей в Санкт-Петербурге.
Казимир Малевич. Три женские фигуры. 1930. Русский музей в Санкт-Петербурге.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: