Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Куда уходят корни «Геликон-оперы»

Оглавление

Сегодня территория старинной усадьбы в двух шагах от Бульварного кольца известна по двум театрам, расположенным по соседству друг с другом. В Истории же это место памятно благодаря многим знаменитым русским фамилиям.

Откровенно говоря, я не припомню, есть ли в Москве еще хоть одна улица, которая вдохновила меня написать такое же количество статей, как Большая Никитская.

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

В первой половине восемнадцатого века на месте сегодняшнего моего архитектурного персонажа располагались п-образные палаты князей Репниных. По сути, это семейство и заложило основание усадебного комплекса, ставшего театром. Да и…

…Театр в этих стенах появился неспроста

В каменных палатах Репниных в 1759 году поселилась княгиня Настасья Михайловна Дашкова. Уже при ней здесь упало первое семечко, из которого много позднее произрастет целых два театра, известных сегодня каждому москвичу.

Настасья Михайловна была большой любительницей музыки и часто устраивала у себя дома импровизированные концерты. В качестве одной из певиц на тех вечерах выступала ее невестка Екатерина Романовна Дашкова – дочь графа Романа Илларионовича Воронцова, подруга и сподвижница Екатерины Второй, писательница и педагог, соавтор первого в России Толкового словаря, а с 1783 года – глава Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

Екатерина Романовна Дашкова. Изображение из открытых источников
Екатерина Романовна Дашкова. Изображение из открытых источников

Юная графиня сблизилась с будущей императрицей и самодержицей, когда ей было всего восемнадцать. Даже несмотря на то, что являлась крестницей Петра Третьего, она сыграла важную роль в его свержении и воцарении своей великой тезки.

Одним из тех, кого она привлекла на сторону заговорщиков, был генерал-прокурор Правительствующего сената Александр Иванович Глебов. И в недалеком будущем, в 1768 году, его младшему брату…

…Генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову досталось владение на Большой Никитской

Усадьбой вслед за ним обладало несколько поколений наследников, в результате череды браков, что заключались между представителями славных русских родов, к середине девятнадцатого века потомки их носили уже тройную фамилию Шаховские-Глебовы-Стрешневы.

В девятнадцатом веке в усадьбе устроили домашний музыкальный театр, гостями которого бывали митрополит Платон, супруга Александра Третьего императрица Мария Федоровна, члены великокняжеских семей и многие другие представители высшего света.

(3 фото)

Приемы устраивались в двусветном зале с хорами для музыкантов, украшенном коринфскими колоннами, с мраморными фризами и лепными карнизами, с розовато-желтыми стенами и полуциркулярным широким «итальянским» окном.

Усадьба при этом росла и развивалась, а своего расцвета её архитектурный ансамбль достиг к 1880-м годам.

В 1884-1886 годах Александр Степанович Каминский и Федор Никитич Кольбе оформили фасад, выходящий на Большую Никитскую улицу, а в 1885-м архитектор Константин Викторович Терский закончил формирование внутреннего двора и дворового фасада, а также перестройку дома внутри и оформление его интерьеров. Он же был автором того самого «Белоколонного зала», нынешнюю Главную сцену «Геликон-оперы».

(9 фото)

Заказчицей перестройки была тогдашняя владелица усадьбы, благотворительница и меценат, кавалерственная дама баварского Ордена Терезы и ордена Святой Екатерины, княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. Собственно, она являлась и последней представительницей рода Глебовых-Стрешневых, и последней хозяйкой усадьбы перед революцией.

Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. Изображение из открытых источников
Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. Изображение из открытых источников

И долгие годы…

…Имение верно служило Мельпомене

До 1917 года в усадьбе размещались Императорское Российское театральное общество и Московский оперный кружок.

Во дни Февральской революции здесь поселился Камерный театр Александра Яковлевича Таирова, пока в конце 1918-го нарком просвещения Анатолий Луначарский не помог ему вернуться в покинутое помещение на Тверском бульваре.

И далее в разные годы: Клуб театральных работников и Клуб мастеров искусств, позднее преобразованные в знаменитый ЦДРИ, Театральный техникум при Театре Революции и творческое объединение «Жар-птица».

-6

И все это помимо прочих организаций, никак не связанных с театром, включая Клуб медицинских работников и Клуб иностранных рабочих.

К слову сказать, и до революции здесь обитали не одни только театралы. В конце девятнадцатого века часть усадьбы была отдана под кенасу – место собраний караимских евреев.

А с 1990 года в доме...

...На Большой Никитской поселился музыкальный театр «Геликон-опера»

К сожалению, при реконструкции здания под нужды театра в 2010-х годах комплекс сильно перестроили. Снесли несколько флигелей, а внутренний двор перекрыли, превратив в зрительный зал Новой сцены. Изменили и облик фасадов.

(5 фото)

По большому счету, частично сохранилась нетронутой лишь стена, смотрящая на Большую Никитскую.

(7 фото)

Театр вновь открылся после реконструкции в 2015 году.

Однако и в далекие времена дело одним только Белоколонным залом не ограничилось. Вплотную к главному усадебному дому в 1885-1886 годах выстроили еще одно здание на пересечении Большой Никитской и Малого Кисловского переулка, через дорогу от моего вчерашнего архитектурного персонажа.

И его княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева заказала построить специально под открытие нового театра. Но об этом я расскажу отдельно в завтрашней статье.

-9
Городская усадьба Шаховских - Глебовых - Стрешневых, достопримечательность, Большая Никитская ул., 19/16с1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!