Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом хлеботорговца Булошникова с издательством «Мусагет». Дом, который не снесли

Оглавление

Четырехэтажный дом с полукруглым куполом над зауженной угловой частью стоит на пересечении Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка. И, вопреки обеспокоенным гражданам, вполне благополучно стоит вот уже лет на семь дольше, чем прогнозировалось.

Ходили слухи, что в 2019 году его должны были то ли снести и выстроить на его месте новое, то ли перестроить по ультрасовременному. Но нет.

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Некоторые источники сообщают, что во второй половине семнадцатого века здесь располагался усадебный двор князя Мещерского, в начале восемнадцатого столетия перешедший в руки Федора Юрьевича Ромодановского (двадцать третье колено от самого Рюрика), государственного деятеля времен Алексея Михайловича, Федора, Ивана, Петра Алексеевичей и Софьи Алексеевны Романовых. В петровские времена, по сути – главы всего Российского государства в периоды, когда Петр Первый по каким-то причинам и нуждам отсутствовал на троне.

А в конце 1820-х годов на этом месте выстроил дом с хлебной лавкой московский купец Федор Васильевич с говорящей фамилией Булошников. Дом был гораздо меньшего размера и пока еще имел только два этажа. Второй этаж сдавался внаем, а на первом купец, помимо магазина, устроил собственное жилье и служебные комнаты.

-2

Булошников владел домом до 1840-х, затем ему на смену пришло семейство купцов Зотовых (по другой версии Зоновых): потомственные почетные граждане Василий Степанович и Михаил Степанович с матерью, а за ними – дети Василия Степановича, которые и владели доходным домом до революции.

В 1886-м здание реконструировали. При этом существенно увеличили в площади, удлинив фасады и надстроив до трех этажей.

А в 1915 году…

…Здесь разместилось издательство «Мусагет»

Им заведовал выходец из Каунаса, в прошлом налоговый чиновник, а теперь редактор и издатель Викентий Викентьевич Пашуканис.

Издательство печатало русские и переводные книги, преимущественно стихи поэтов-символистов, религиозную и философскую литературу. Викентий Викентьевич был дружен с Александром Блоком и Игорем Северяниным, по большому счету являясь одним из главных издателей их произведений. Оба поэта, а вместе с ними Андрей Белый, Валерий Яковлевич Брюсов и Зинаида Николаевна Гиппиус регулярно бывали у Пашуканиса.

Викентий Викентьевич Пашуканис. Изображение из открытых источников
Викентий Викентьевич Пашуканис. Изображение из открытых источников

Фактически «Мусагет» был не просто книжным издательством, а самым настоящим культурным центром, клубом единомышленников – философов, художников и, конечно, поэтов. При этом коммерческая деятельность в издательстве совершенно не стояла на первом месте, уступая его художественной и общностной частям. Неудивительно, что о нем говорили, будто бы высочайший уровень качества оформления изданий и редакторской культуры в «Мусагете» конкурировали с глубиной дилетантизма в организации дел.

После революции Пашуканис...

...Сделался сотрудником Музейного отдела наркомата просвещения

Трудился под началом Наталии Седовой, гражданской жены Льва Троцкого. Множество исторических, художественных и книжных ценностей вывез из всевозможных городских и загородных усадеб в момент их активного разграбления. Большая часть тех сокровищ благодаря ему была спасена, в основном попадая в Румянцевский музей.

Летом 1919 года Викентий Викентьевич заслужил благодарность от новой власти, но уже через несколько месяцев его обвинили в контрреволюционной деятельности, в декабре арестовали прямо в этом самом доме и по приговору тройки ВЧК расстреляли. Его начальница Наталья Ивановна Седова-Троцкая всеми силами пыталась его спасти, но безуспешно.

Позднее, правда, издателя и музейного деятеля реабилитировали…

После революции судьба здания на углу Большой Никитской и Малого Кисловского мало чем отличалась от судьбы подавляющего большинства памятников архитектуры.

-4

За времена Перестройки и в первые годы после развала СССР дом пришел в запустение, но…

…В 1995 году его снова реконструировали

Отремонтировали, исправив повреждения, облагородили фасады и увеличили еще на один этаж.

(5 фото)

Дом превратился в офисный центр с магазинами на первом этаже. Но, несмотря на свою двухсотлетнюю историю, не был включен в список охраняемых памятников. И в 2018-м его решили перестроить в клубный дом, увеличив до девяти этажей.

-6

Общественность возмутилась, заявляя, что дом пытаются снести, хотя планы и заключались в другом. В итоге проект заморозили, дом отправили на дополнительную экспертизу, дабы уточнить его возраст.

Время от времени шум относительно него поднимается снова, но дом по-прежнему стоит, не слишком-то утратив свой исторический облик. Правда, какой облик считать историческим? До перестройки 1886 года или реконструкции 1995-го? Или вернуться к усадебным постройкам князя Мещерского и князя Ромодановского?

-7
Особняк Булошникова, офис продаж, Большая Никитская ул., 17, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!