Сегодня дороги пестрят разнообразием автомобилей, и среди них особое внимание привлекают машины с номерными знаками жёлтого цвета. Чтобы разобраться в этом, мы ответим на несколько вопросов, связанных с жёлтыми номерами: когда впервые появились номера жёлтого цвета, кому они выдавались ранее и кому выдаются теперь, на каких условиях, и какие преимущества получают их обладатели.
Впервые жёлтые номера появились в 1946 году с введением ГОСТ 3207-46. Тогда эти номера, отличавшиеся ярким цветом фона, стали массовым стандартом для многих автомобилей, включая легковые, грузовые, мотоциклы и прицепы. Формат таких знаков состоял из двух букв и четырёх цифр чёрного цвета, что сделало их легко запоминающимися для водителей и инспекторов. На переднем прямоугольном номере (385 х 110 мм) буквы располагались в левом верхнем углу, а на заднем квадратном (285 х 167 мм) — посередине верхней строки. Такие номера выдавались до 1958 года.
Позднее, уже в 1990-х и до начала 2000-х годов, жёлтые номера на машинах в России специально выдавались некоторым иностранцам — нерезидентам или апатридам (лицам, действующим и работающим в одном государстве, но постоянно проживающим в другом). Такие номера не выдаются с 2002 года и почти вышли из употребления.
Реформа 2002 года внесла существенные изменения: с 1 марта 2002 года жёлтые государственные номера в России стали выдаваться транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров на коммерческой основе. В эту категорию вошли автобусы, «маршрутки» и такси. Эти изменения были введены для упрощения идентификации легального пассажирского коммерческого автотранспорта. Причём изначально для такси установка таких номеров была обязательной, но спустя некоторое время это требование отменили. Ныне жёлтые номера на такси устанавливаются на машины, которые находятся в собственности или лизинге у юридического лица (или ИП) — перевозчика. Формат современных жёлтых номеров (520 х 112 мм) включает в себя две буквы, три цифры и код региона, исключая флаг РФ.
Также обладатели жёлтых номеров имеют ряд преимуществ. Например, использование выделенных полос: автобусы и такси могут передвигаться по специальным полосам для общественного транспорта, что значительно сокращает время в пути. Доступ к парковкам: транспортные средства с жёлтыми номерами могут на определённых условиях бесплатно парковаться на платных стоянках. Наконец, социальная идентификация: яркий цвет номеров вместе с основной ливреей помогает повысить доверие пассажиров, так как они могут легко идентифицировать легальные таксомоторные услуги; вместе с тем это повышает безопасность.
Чтобы получить жёлтые номера, владельцу такси или компании-перевозчику необходимо выполнить ряд условий:
1. Регистрация в ГИБДД: необходимо обратиться в местное отделение Госавтоинспекции с заявлением на получение жёлтых номерных знаков.
2. Лицензия на таксомоторные перевозки: компании или индивидуальные предприниматели должны иметь лицензию, подтверждающую возможность осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
3. Медицинская справка: водители должны предоставить медицинские справки, подтверждающие их здоровье и пригодность для работы в качестве водителей общественного транспорта определённой категории.
Таким образом, сегодня жёлтые номерные знаки в России не только символизируют принадлежность транспортного средства к группе общественного транспорта, но и могут облегчить жизнь водителей и пассажиров, предоставляя доступ к некоторым бонусам. С их помощью становится проще организовать и контролировать безопасную перевозку пассажиров, что особенно важно в крупных мегаполисах.
Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!