Еще несколько лет назад его едва не закрыли, а теперь он снова ремонтирует пассажирские вагоны и наращивает производство. Красноярский электровагоноремонтный завод (КрЭВРЗ) постепенно возвращается к жизни. И, возможно, сможет немного помочь с дефицитом вагонов.
В марте 2025 года предприятие отправило Федеральной пассажирской компании (ФПК, входит в РЖД) первый за три года капитально отремонтированный вагон локомотивной тяги. Это стало важным событием не только для самого завода, но и для всей отрасли — свидетельством того, что предприятия железнодорожного машиностроения в регионах могут не только выживать, но и развиваться, пишет отраслевой канал ROLLINGSTOCK.
Согласно заключённому в 2024 году контракту, КрЭВРЗ должен провести капитальный ремонт 82 пассажирских вагонов. Из них 15 — это плацкартные, 65 — купейные вагоны, все в объёме КР-2, а также два вагона-ресторана в объёме КР-1.
На предприятии отметили, что этот заказ обеспечит стабильную загрузку мощностей до конца 2025 года.
Из банкротства — в прибыль
А ведь совсем недавно ситуация была почти критической. Завод переживал серьёзные экономические трудности, и в 2023 году находился в стадии банкротства. Однако уже в марте 2024 года дело о банкротстве было прекращено. И за прошедший год КрЭВРЗ не просто восстановился, но и значительно увеличил объёмы работ.
Как сообщили представители завода, в 2024 году объём заказов от основных партнёров — таких как «ЛокоТех-Сервис», «СТМ-Сервис», Новочеркасский электровозостроительный завод, «Железные дороги Якутии» — вырос вдвое по сравнению с 2023 годом. Это позволило обеспечить стабильную работу коллектива, сохранить квалифицированные кадры и привлечь новых специалистов.
Кроме того, КрЭВРЗ начал сотрудничество с рядом новых клиентов. Среди них — Белорусская железная дорога (ремонт электровозных секций и моторвагонного подвижного состава), «Атомспецтранс» (ремонт колесных пар тепловозов), «Желдорремаш» (ремонт локомотивного оборудования), а также РЖД через структуры «Краспригорода» и Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава.
Не только ремонт
Возрождается и производственная часть предприятия. В кузнечно-механическом цехе снова заработали участки по выпуску гальванической и другой продукции. Началось производство клиньев тягового хомута и чек тормозной колодки — эти, казалось бы, незаметные детали жизненно важны для безопасной эксплуатации подвижного состава. Одним из заказчиков этой продукции стала «Новая вагоноремонтная компания».
Финансовые показатели также улучшились: по итогам 2024 года завод вышел на безубыточную деятельность и даже получил небольшую прибыль. Это позволило начать расширение кадрового состава. Штат предприятия за год увеличился на 30% и к концу 2024 года составил 713 человек.
КрЭВРЗ смотрит в будущее с осторожным оптимизмом. На базе цехов предприятия разрабатываются проекты создания производственных кафедр для студентов Красноярского института железнодорожного транспорта — филиала ИрГУПС. Это не просто кадровый резерв, но и способ привлекать молодых специалистов, не уезжающих из региона.
На заводе подчёркивают: все прежние планы по закрытию предприятия или переносу производственных площадей больше не рассматриваются.
«Предприятие продолжает развитие, все проекты по закрытию завода или переносу производственных площадей в настоящее время не актуальны», – заявили на КрЭВРЗ.
Дефицит вагонов
В последние годы РЖД и крымский перевозчик ГСЭ столкнулись с дефицитом вагонов для поездов дальнего следования.
При этом мощностей Тверского вагоностроительного завода не хватает, чтобы производить необходимое количество вагонов – это признавали и в ГСЭ, и «Железные дорогие Якутии».
В РЖД часто прибегают к капитальному ремонту старых вагонов, чтобы продлить им жизнь.
Так появились плацкартные вагоны со шторками.
Купейные вагоны на базе бывших вагонов производства ГДР.
А также СВ с расположением полок друг над другом.
Каким будет салон вагонов после капремонта в Красноярске, пока неизвестно.