Найти в Дзене
Задача выжить

Модернизация не за горами, или для чего понадобилось улучшать и без того успешные УМПК.

Оглавление

Одно из ключевых нововведений 2023 года, созданное в кратчайшие сроки, но при этом весьма успешное, по ряду причин решено модернизировать - как бы хороша не была техника, но её потенциал можно и нужно наращивать. Речь, конечно же, про универсальные модули планирования и коррекции, о работе над которыми мы сегодня более подробно и поговорим.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Приветствую на канале!

Впервые УМПК засветились ещё в начале 2023 года, и в это же время мнения по поводу изделия серьёзно разделились на два лагеря. Кто-то увидел в новинке серьёзный шаг вперёд, так как теперь у авиации появилось действенное средство, позволяющее работать за пределами зон ПВО противника и наносить очень болезненные удары с заявкой на массовость. Ну а кто-то смеялся над неказистым видом изделия, ссылаясь на явную "кустарщину" и преобладание иностранных комплектующих. Но время шло, частота применения УМПК росла буквально день ото дня, и уже через пару-тройку месяцев стало абсолютно очевидно, что первая группа оказалась права. Выяснилось, что внешний вид изделия был продиктован не тем, что создавался модуль где-то в условных "подвалах", а желанием снизить издержки и добиться очень большой серии в максимально сжатые сроки. Никто особо и не задумывался над тем, как выглядит УМПК, если проект докажет свою эффективность. Здесь, кстати, мы очень сильно отличаемся от американцев - их JDAM, полный аналог и, если можно так выразиться, прародитель, с которого взяли идею, при идеальном внешнем виде оказался по характеристикам даже хуже, чем наш якобы "кустарный" модуль. Второй довод критиков, о якобы высоком проценте иностранных комплектующих, также оказался ложным - электроника внутри практически вся наша, включая приёмники сигнала ГЛОНАСС и прочее-прочее. И здесь тоже особой тайны нет - впервые над проектом начали работать аж в начале "нулевых", когда с этим делом ситуация была несколько иная. Сейчас, правда, "начинку" слегка поменяли, но в целом можно смело считать, что УМПК избежал зависимости от внешних поставок.

Источник: AP. JDAM.
Источник: AP. JDAM.

Теперь переходим к модернизации, и ключевых направлений здесь два - это количество и дальность. Всё остальное отходит на второй план. Начнём по порядку, и здесь будем опираться на американские успехи в данном направлении, дабы было с чем сравнивать. Согласно открытым источникам, условный прародитель в лице JDAM был произведён, внимание, в количестве 250 000 комплектов. Огромная цифра, но и американские хотелки в этом направлении стоит рассматривать несколько более детально. Во-первых, часть из них наверняка направлена на экспорт, или ближайшим союзникам в рамках срочной помощи, подобной той, что мы наблюдаем сейчас на Ближнем Востоке. Во-вторых, внушительная часть из них уже истрачена - озвученная цифра была произведена аж за 22 года, но США за это время успели побывать в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и много где ещё. Однако факт остаётся фактом - в среднем американцы производят по 3 десятка комплектов в сутки, и это очень внушительная цифра. А что у нас? Если в самом начале практика их применения была единичной, то сейчас на ряде направлений, и особенно в последний месяц, пуски осуществляются десятками - есть все основания предполагать, что производство УМПК превысило американские темпы, иначе объяснить сложившуюся ситуацию невозможно. Всё чаще публикуются видео, где основной носитель в лице Су-34 сбрасывает сразу по 4 изделия за раз, и таких моментов множество. Всё это благодаря неказистому внешнему виду, не скрытым сварным швам и отсутствию краски - наша оборонка смогла в кратчайшие сроки переформатироваться под выпуск УМПК в достаточных для нынешней ситуации количествах, плюс наверняка создаётся некий запас, на всякий случай. Однако это не предел, и есть все основания полагать, что скоро выпуск изделия будет наращиваться, да ещё и в обновлённом виде.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

И здесь мы плавно переходим ко второму пункту - дальность. Ростехом заявлено, что сейчас ведутся работы по увеличению ключевого пункта, так как нынешние расстояния не позволяют со стопроцентной гарантией вывести "птичек" из-под удара. Дело в том, что наш противник далеко не глуп, особенно его кукловоды, и те ресурсы, что имеются, может использовать точечно и очень болезненно. Например, скрытно подвести ЗРК поближе к ЛБС, со всеми вытекающими последствиями. Да, УМПК эту угрозу существенно снизили, но не убрали полностью - изделие в лучшем своём варианте, рассчитанном на полуторатонные боеприпасы, может пролететь почти 90 километров, но такие варианты встречаются не так часто - куда более результативно применить несколько 500 кг, а они летят в районе 50. Так вот, в Ростехе сейчас заняты работой над вторым поколением УМПК, которое будет существенно отличаться от первого. Согласно прогнозам, основным направлением является "допиливание" планера, дабы тот смог преодолевать большие расстояния без каких-то дополнительных ухищрений - возможно, неказистые сварные швы и отсутствие ЛКП навсегда останутся в прошлом. При таком раскладе добиться огромной разницы не получится, но даже если это будут лишние 10-15 километров - результат отличный. Ну а второй пункт - это наличие двигателя. Простенького, не требующего серьёзных вложений и времени, но благодаря чему дистанция применения вкупе с обновлённым планером может вырасти раза в полтора-два. То есть против нынешних 50 до 100 км, а может и больше, что целиком и полностью обезопасит нашу авиацию от тех ЗРК, что имеются у противника.

Источник: Минобороны России. В кадре хорошо виден УМПК в количестве 2 штук.
Источник: Минобороны России. В кадре хорошо виден УМПК в количестве 2 штук.

Стоит отметить, что наличие малогабаритного дешёвого двигателя для увеличения дальности - это не новинка, так что особых затрат по времени можно избежать. Его показали всё в тех же нулевых, а сейчас, видимо, решили довести до ума и оптимизировать под большую серию. Судя по всему, ждать дебюта новинки можно уже в нынешнем году, так как она создаётся не для авиасалонов и выставок, а для реального применения. Авиации нужны новые решения, особенно если они будут массовыми, дешёвыми и эффективными, и УМПК всем этим требованиям отвечает полностью.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 90 000. Спасибо каждому!