В 1951 году в пяти номерах очень популярного советского журнала «Знание – сила» появилось третье по счету крупное фантастическое произведение тогда еще молодого будущего почетного члена Союза Писателей СССР - Г. Г. Гуревича «Иней на пальмах», которое новизной, оригинальностью и даже уникальностью научной идеи заинтересовало некоторых зарубежных издателей, в частности - немецких и польских. В течение 10 последующих лет эта повесть выдержала 5 изданий общим тиражом более 200 тысяч (включая зарубежные), а потом переиздаваться перестала. И это совсем непонятно, потому что это произведение совершенно уникальное по самым разным параметрам, и остается вполне современным как по научной идее, так и по литературному воплощению и по сей день.
Недавно я прочитал в одном профильном издании о том, что общий тираж книг известнейшего советского фантаста Георгия Иосифовича Гуревича (1917-1998 гг.) составил «более полутора миллионов» экземпляров. Спору нет – это очень большие тиражи в советское время, но мне почему-то эта цифра показалась подозрительной. Я не поленился и сделал свой пересчет, и только по неполным подсчетам оказалось, что цифра «более полутора миллионов» оказалась весьма заниженной.
В количестве 1 миллион 600 тысяч было издано только 13 сборников Г. Гуревича, причем только в советский период его творчества (1947-1991 гг.) и только в СССР. А если подсчитать тиражи его произведений, издававшихся отдельно, то цифра перевалит далеко за 2 с лишним миллиона, с учетом зарубежных изданий – более 3-х. И это я не считаю всякие антологии с их миллионными (в общем) тиражами, а также журнальные публикации, которых у Гуревича было тоже очень много, причем все журналы были центральные, многотиражные.
И это только, повторю - в советское время, потому что некоторые его книги издавались и переиздавались и после 1991 года.
Таким образом Г. И. Гуревич – это один из самых читаемых советских писателей-фантастов, невзирая на то, что некоторые его книги до 1991 года были изданы всего один раз малым тиражом (например, роман «Рождение шестого океана», о нем я написал тут: «Г. Гуревич, «Рождение шестого океана», 1960 г. ~ прекрасный фантастико-приключенческий роман, забытый навсегда»).
Конечно, до «советских издательских» успехов А. и Б. Стругацких ему было далеко, но Стругацкие – это самый настоящий феномен в отечественной литературе тех лет, а вот с такими китами советской научной фантастики как Иван Ефремов или Александр Казанцев Гуревич вполне мог потягаться. Его имя на обложке любой книги 50-80-х было самым настоящим брендом, предполагавшим, что книгу надо брать и немедленно читать.
Да, начинал Г. Гуревич еще в «сталинские» времена, как и все прочие известные советские фантасты – со «сталинского неоромантизма», что предполагает возвеличение всего советского и уничижение всего западного. Ну, этот стиль был свойственен не только сталинской эпохе, однако уже в хрущевские, а тем более в брежневские времена советским фантастам не потребовалось проводить в своих произведениях таких жестких параллелей. Советская фантастика со временем стала более «человеческой» и более научной без всякого идеологического антагонизма.
И переход этот был совершен без особых потерь, по крайней мере, Гуревич, как и те же Ефремов с Казанцевым, во второй половине 50-х существенно понизил свой идеологический уровень, заместив его более качественным наполнением, без всякой шпиономании и памфлетного социдеализма. Его произведения стали более научными, без лишних фантазий, которых требовали сталинские рецензенты, чтобы подчеркнуть принципиальное превосходство советской науки над западной.
Но есть у Гуревича научно-фантастическое произведение, написанное еще при Сталине, и являвшееся ярким образцом «сталинского неоромантизма». Повесть «Иней на пальмах» попалась мне еще в начале 70-х в авторском сборнике «Прохождение Немезиды» (1961 г.) и буквально поразила моё тогдашнее воображение. Ясно, что сегодня эта повесть многими любителями фантастики не воспринимается так, как раньше, но мы же не станем ругать тех же Стругацких, которые когда-то написали в таком же стиле свою микро-повесть «Человек из Пацифиды»?
Или Ивана Ефремова с его рассказом «Адское пламя», или А. Днепрова с его повестью «Глиняный бог», и даже А. Казанцева с его романом «Пылающий остров»?
Все эти произведения – продукты «сталинского неоромантизма», хоть некоторые из них были написаны или переработаны уже при Хрущеве с его «идеологической оттепелью».
Точно также надо оценить и повесть Г. Гуревича «Иней на пальмах» - вполне добротная фантастика с сильными элементами приключенческой литературы, которую можно приравнять к наследию Александра Беляева, если не обращать внимание на памфлетную составляющую с обличением капиталистических реалий.
Однако рассказывает эта повесть вовсе не о «сталинском неоромантизме», не о памфлетном «соцреализме» и не о шпиономании как таковой. Идея повести и ее основа – сугубо научны. Вот как это описал сам автор:
«Работая над повестью, - вспоминал Г. Гуревич, - я познакомился с преобразователем природы инженером М. М. Крыловым, лауреатом Сталинской премии за проект ледяной плотины. Фанатик был, даже дочь свою назвал Льдиной: не знаю, сказалось ли это на ее темпераменте…
У него была идея - изменить климат льдом. В зимнее время он предполагал качать воду из рек на поля, наморозить многокилометровые наледи, с тем, чтобы они весной долго таяли, увлажняли воздух, смягчали жару в начале лета и добавляли бы воды в жару.
Изобретатель, говаривал Крылов, должен быть немножко нахальным, немножко голодным и очень злым. Злости Крылову, видимо, не хватило. Скромный человек был, худенький, с усами, порыжевшими от курева, меня он считал коллегой-изобретателем, лауреатство не открыло перед ним дорог. О его идеях я написал в «Инее на пальмах».
Повесть была о холоде, но фантастическая. А задумана по принципу наоборот. Есть в природе процессы, где энергия выделяется бурно: горение, взрывы; есть процессы, где энергия поглощается. Есть атомные взрывы, все уничтожающие, испепеляющие, почему не быть антивзрыву мгновенной зиме? Нажал на кнопку, и ледяная плотина на реке, ледяные плоты, острова.... иней на пальмах...».
Вот об этом и произведение, а то, что оно включает в себя элементы, свойственные тогдашним международным идеологическим реалиям – так это ценность повествования в литературном качестве совсем не умаляет, а даже, как это ни парадоксально, его усиливает и превращает в самый настоящий бестселлер относительно читательского интереса.
И даже сегодня «Иней на пальмах» может выглядеть совершенно современно, ведь мы же не пеняем Жюлю Верну и Герберту Уэллсу на то, что они в своих романах использовали идеологические установки своих эпох? Если хотите, то все эти произведения можно считать отчасти историческими, но главное в них то, что они написаны прекрасным языком без всяких штампов и представляли вполне шикарные для своего времени научные идеи.
А то, что «в Америке негров линччуют» - так это, извините, вовсе не штамп, а фактические реалии того времени, когда Г. Гуревич написал свою повесть, и обвинять его в какой-то социальной и политической нетолерантности совершенно глупо.
В общем, повесть «Иней на пальмах» - это классика советской фантастики, и в отличие от «несчастного» и забытого романа Гуревича «Рождение шестого океана», она только за первые 10 лет выдержала три книжных издания общим тиражом 190 тысяч экз., не считая двух зарубежных (немецкого и польского) и публикации в журнале «Знание – сила» (1951 г., пять номеров, тираж каждого номера – 80 тысяч).
Правда, после 1961 года эта повесть в СССР уже не издавалась, а впервые была переиздана только 30 лет спустя - в 1992-м, да и то это было так называемое «сувенирное издание» мизерным тиражом. Такими же «мизерными» были еще два переиздания в других авторских сборниках 2011 и 2017 гг., для букинистов-коллекционеров они тоже представляют интерес, но достать их – страшная проблема.
Однако советские выпуски, и даже зарубежные, особого дефицита не представляют. Очень редкое, правда, издание этой повести 1954 года (М. «Трудрезервиздат», тираж 15 тысяч) – я в Интернете найти его вообще не смог, кроме не очень качественного изображения обложки и титульного листа. А так – все остальные выпуски можно приобрести в Интернет-магазинах по цене от 100 до 500 рублей в зависимости от состояния.
Но что меня еще больше порадовало – на тех же площадках можно купить и первую журнальную публикацию повести в «Знание – сила», она выходила в №№7-11 за 1951 год. Эта публикация была так богато и прекрасно иллюстрирована художником Г. Г. Филипповским, что уже сами эти рисунки делали из произведения настоящий шедевр.
Кстати, рисунки Филипповского присутствовали и на первом книжном издании 1954 года (а затем на переиздании 1957-го), но для книги он сделал еще некоторые иллюстрации, которые в журнальный вариант не вошли. Но не вошли в книгу и многие журнальные иллюстрации, поэтому именно первую публикацию повести «Иней на пальмах» можно считать самой уникальной как минимум по оформлению.
И еще: мне известны только два зарубежных издания этой повести – немецкое 1953 года и польское – 1954-го. Но у меня есть сведения, что, как минимум, в те годы «Иней на пальмах» издавался в Японии. Также я слышал, что книга эта издавалась и в республиках СССР на местных языках – на эстонском (или каком-то другом прибалтийском) и армянском. Однако я пока что этих книг в Интернете найти не смог.
Итак, представляю вам повесть Георгия Иосифовича Гуревича «Иней на пальмах» как вполне годный для прочтения образец пресловутого «сталинского неоромантизма». И я уверен, что если вы отнесетесь к этому произведению серьезно и непредвзято, то оно вам обязательно понравится!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Михаил Матюшин, «Сокровища ангуонов», 1964 г. ~ авантюрная фантастико-приключенческая повесть
Иллюстрированная сказка детства - научно-фантастический рассказ Леонида Платова «Мгновение», 1951 г.