Найти в Дзене
Популярная Библиотека

«Легенда о Золотой Бабе» Ю. Курочкина – яркий образец исторической детективно-приключенческой повести начала 60-х гг.

В 1962 году в журнале «Уральский следопыт» с трех первых номерах была опубликована прекрасная приключенческая повесть уральского краеведа Ю. Курочкина, совместившая в себе такие интересные жанры, как авантюрный детектив и историческое расследование. Повесть в СССР была опубликована только три раза в уральских и сибирских издательствах тиражами от 50 до 80 тысяч экземпляров, и потом о ней забыли на целых 54 года. Правда, в 90-х на помощь пришел Интернет, и сегодня с этим шикарным образчиком советской приключенческой литературы может ознакомиться каждый желающий.

Ю. Курочки, "Легенда о Золотой Бабе", коллаж из разных изданий повести. Подробности - ниже
Ю. Курочки, "Легенда о Золотой Бабе", коллаж из разных изданий повести. Подробности - ниже

Как-то еще в далекой юности, в начале 70-х, мне в руки попала книга Григория Гребнева «Пропавшее сокровище» 1961 года. Это была приключенческая повесть, по сути – самый настоящий исторический детектив о поисках библиотеки Ивана Грозного, по поводу которой и сегодня идут дискуссии – существовала она на самом деле, или это просто популярный миф. Эта повесть меня так захватила, несмотря на то, что герои книги, приложив колоссальные усилия, эту библиотеку, так и не нашли, что я каждые несколько лет перечитывал ее по новой.

Фото Ю. М. Курочкина (1913-1994 г.) в разные годы жизни. Его фото в более молодом возрасте - внизу публикации
Фото Ю. М. Курочкина (1913-1994 г.) в разные годы жизни. Его фото в более молодом возрасте - внизу публикации

Жаль, конечно, что библиотека Ивана Грозного в книге так и не была найдена, но само расследование было расписано просто шикарно. Настоящая литература, несмотря на то, что не обошлось и без идеологических издержек – в повести фигурировал иностранный авантюрист, приехавший в СССР с какими-то данными на руках, указывающими на тайник, где книги были спрятаны еще несколько сот лет назад. Ясно, что он намеревался все это сокровище вывезти на Запад, но наши комсомольцы-активисты и милиционеры его деятельность пресекли.

Обложки трех журналов "Уральский следопыт", в котором в 1962 году (№№1-3) впервые была опубликована повесть Ю. Курочкина "Легенда о Золотой Бабе"
Обложки трех журналов "Уральский следопыт", в котором в 1962 году (№№1-3) впервые была опубликована повесть Ю. Курочкина "Легенда о Золотой Бабе"

Вот вокруг этого сюжет и крутится, но кроме чистой приключенческо-детективной беллетристики в книге фигурирует огромный пласт всяких исторических данных, которые превращают книгу в увлекательное историческое расследование. Очень рекомендую эту книгу всем, кто любит острые приключения, но повесть еще не читал – получите ни с чем не сравнимое удовольствие! Кстати, в разных изданиях книга называется и по-другому – не «Пропавшее сокровище», а «Пропавшие сокровища».

Начало повести "Легенда о Золотой Бабе" в "Уральском следопыте", №1, 1962 г.
Начало повести "Легенда о Золотой Бабе" в "Уральском следопыте", №1, 1962 г.
Некоторые иллюстрации
Некоторые иллюстрации
Еще иллюстрации
Еще иллюстрации

Но речь сейчас не о повести Г. Гребнева, а о подобной, и не менее захватывающей книге – «Легенда о Золотой Бабе» Ю. Курочкина, вышедшей в 1962-м году. В этой повести также проводится историческое расследование в детективно-приключенческом ключе, правда, иностранные авантюристы в ней не фигурируют, комсомольских активистов и милиционеров нет, но авантюристы отечественные, советские, в ней имеются.

Иллюстрация из №2 "Уральского следопыта" к повести "Легенда о Золотой Бабе". К сожалению, в Интернете мне больше иллюстраций к этому номеру отыскать не удалось
Иллюстрация из №2 "Уральского следопыта" к повести "Легенда о Золотой Бабе". К сожалению, в Интернете мне больше иллюстраций к этому номеру отыскать не удалось

Золотая Баба, если кто вдруг о ней не слышал – это легендарный идол туземных народов Сибири. По слухам, это статуя старой женщины-предсказательницы (шамана) во весь рост, отлитая из чистого золота. И, что самое интересное, больше всего шума по поводу этого идола было в западной «средневековой прессе», а не в отечественной. Об этой Бабе пошли слухи по всей Европе еще чуть ли не 1000 лет назад, и каждый иноземный путешественник, побывавший с тех времен в России, считал необходимым в своих последующих мемуарах обязательно об этом артефакте упомянуть.

Третья, последняя часть повести "Легенда о Золотой Бабе" в №3 журнала Уральский следопыт, 1963 г.
Третья, последняя часть повести "Легенда о Золотой Бабе" в №3 журнала Уральский следопыт, 1963 г.
Карта из этого же номера
Карта из этого же номера

Мало того, с каждым новым мемуаристом-путешественником легенда о Золотой Бабе приобретала очертания научных исследований, и многие иноземцы приезжали на Русь специально для того, чтобы об этом знаменитом идоле как минимум получить побольше сведений, не говоря уже о том, чтобы отыскать ее на сибирских просторах.

Крупные картинки из №3
Крупные картинки из №3
Мелкие картинки из №3. Окончание журнальной публикации
Мелкие картинки из №3. Окончание журнальной публикации

Но местное туземное население свою драгоценную святыню очень хорошо оберегало, чтобы она не попала в чужие руки. По мере продвижения русских исследователей и православной церкви на восток, они перемещали ее с места на место и прятали в самых труднодоступных местах. Начиная с XVII века, Золотой Бабе начали посвящаться и отечественные исследования, но ничего определенного про нее так никто и не узнал. Этот идол обрастал огромным количеством самых разных подробностей, часто противоречивых. Никто не мог сказать даже, как она выглядит, не говоря уже о том – на самом деле она состояла из золота, или это была простая позолоченная деревянная колода?

Первое книжное издание повести "Легенда о Золотой Бабе", 1963 г., Пермское книжное издательство, художник Ю. Лихачёв. Более подробные данные о книге - внизу публикации
Первое книжное издание повести "Легенда о Золотой Бабе", 1963 г., Пермское книжное издательство, художник Ю. Лихачёв. Более подробные данные о книге - внизу публикации

В общем, сегодня по поводу этой Золотой Бабы имеется только один факт – она так и не найдена, и никаких железных фактов по поводу нее нет.

Однако эта тема настолько интересная, что на ней основано множество беллетристических произведений самой разной направленности и качества. Я читал некоторые из них, но вот повесть Ю. Курочкина среди них – самая впечатляющая, наверное, потому, что книга сделана на фактическом материале, а не на умозрительном, чем часто страдают авторы всяких фантастических и околофантастических произведений.

"Легенда о Золотой Бабе", 1963 г., Выпуск 15, авантитул и титул
"Легенда о Золотой Бабе", 1963 г., Выпуск 15, авантитул и титул
Статья от редакции и содержание книги
Статья от редакции и содержание книги

Значительная часть «Легенды о Золотой Бабе» представляет собой псевдорефераты, написанные некоторыми героями повести, в которых излагаются реальные исторические сведения, но не в куче, чтобы запутать читателя и придать произведению значительности, а вполне профессионально, со знанием дела и без всяких ненужных рассуждений.

Первые главы книги 1963 года
Первые главы книги 1963 года

Автор книги Юрий Михайлович Курочкин (1913-1994 гг.) – опытный краевед, родился на Среднем Урале в Пермской губернии, и основную часть жизни отдал изучению своего края. Его перу принадлежит много книг и серьезных публикаций об Урале и Сибири, и, по сути, «Легенда о Золотой Бабе» - одно из немногих произведений Ю. Курочкина, имеющих отношение к беллетристике. В основном он занимался наукой, если так можно назвать краеведение, и книги его строго научные, хоть и написаны не сухим научным языком – скорее они научно-популярные.

Рисунки к началам глав и карта
Рисунки к началам глав и карта
Еще рисунки к началам глав
Еще рисунки к началам глав

Так же, по сути, и с «Легендой о Золотой Бабе» - это беллетристическое произведение, основанное на исторических (научных) данных.

В общем, сюжет такой.

К одному местному уральскому краеведу пенсионеру Закожурникову от неизвестного лица приходит письмо с просьбой предоставить как можно более полные данные о Золотой Бабе якобы в целях антирелигиозной пропаганды. Сначала Закожурников не придает значения этой просьбе, потому что у него и своих дел немало – он пишет очередное краеведческое исследование. Но немного подумав, все же решил освежить в памяти данные о Золотой Бабе на будущее, и принялся бегать по библиотекам и архивам города в поисках нужных сведений.

Второе книжное издание повести "Легенда о Золотой Бабе", 1968 г., Средне-Уральское книжное издательство» (г. Свердловск), Иллюстрации Н. Казанцевой
Второе книжное издание повести "Легенда о Золотой Бабе", 1968 г., Средне-Уральское книжное издательство» (г. Свердловск), Иллюстрации Н. Казанцевой

Так он написал целый «реферат», но когда позвонил по приложенному к письму телефону, чтобы информировать просителя о завершении работы, оказывается, что на другом конце провода и слышать не слыхивали ни про какую Золотую Бабу, и ничего про нее никому не заказывали.

Обложка, форзац и единственная цветная иллюстрация
Обложка, форзац и единственная цветная иллюстрация

Вот тут и начинается настоящий детектив. Через пару дней к Закожурникову на улице подходит какой-то франтоватый парень с фотоаппаратом на плече, и краевед подумал, что это и есть заказчик реферата о Золотой Бабе. После долгих расшаркиваний и предисловий молодой человек попросил у краеведа адрес одного из северных уральских шаманов, потому что, мол, у него есть сведения, что краевед был хорошо знаком с одним геологом, который часто с тем шаманом имел дело. Однако на вопрос о реферате он не проявил к нему интереса, и, узнав адрес шамана, быстро ретировался. У пенсионера зародились подозрения, что реферат заказывал не он.

Вступительная статья и содержание к изданию 1968 г.
Вступительная статья и содержание к изданию 1968 г.

На другой день Закожурникову повстречался другой молодой человек, по виду рабочий с местного завода, который сразу начал выпытывать у краеведа про Золотую Бабу, но и он, оказывается, не был заказчиком реферата. Интрига закрутилась в чисто приключенческо-детективном жанре с вкраплениями всяких сведений о древнем языческом идоле и фрагментами истории его поисков за последние почти 1000 лет. И многие их этих сведений просто захватывающи, а в печатном виде и богато иллюстрированы.

Иллюстрации к главам, 1968 г.
Иллюстрации к главам, 1968 г.

Забегая вперед, скажу, что франт с фотоаппаратом оказался уголовником, который занимался поисками Золотой Бабы, но исторические сведения ему вообще не были нужны, потому что он шел по своему собственному следу. А второй молодой человек Золотой Бабой тоже не интересовался, а хотел раскрутить причины гибели своего брата в тайге, который как раз эту Золотую Бабу и разыскивал. Но в итоге всего этого расследования заказчик краеведческо-исторического реферата все же был найден.

Одна из карт в книге 1968 года и задний форзац
Одна из карт в книге 1968 года и задний форзац

Также в итоге было найдено и еще кое-что интересное, оправдывающее интригу повести, хотя, конечно же, классическая Золотая Баба так и осталась неуловимой. Но тут уж и понятно – если она не найдена и сегодня, то, естественно, в начале 60-х, когда «Легенда о Золотой Бабе» была написана, о ее местонахождении ничего не было известно и подавно. Тем более что повесть так и называется – «Легенда», что как бы объясняет, что в ней повествуется не о находке артефакта, а только легенды о нем и о приключениях вокруг них.

В общем, советую эту повесть прочесть, в Интернете ее можно найти легко.

В заключение хочу сказать, что в СССР повесть «Легенда о Золотой Бабе» была изданы трижды:

1). Журнал «Уральский следопыт», №№1, 2 и 3, 1962 г. Тираж каждого номера журнала – 80 тысяч. Иллюстрации сделал В. Бубенщиков.

2). Отдельная книга «Легенда о Золотой Бабе», 1963 г., Пермское книжное издательство (г. Пермь), серия «Библиотека путешествий и приключений». Тираж - 50000 экз., твёрдая обложка, формат 130x165 мм, 168 страниц, цена 29 копеек. Иллюстрации сделал Ю. Лихачёв.

3). Отдельная книга «Легенда о Золотой Бабе», 1968 г., «Средне-Уральское книжное издательство» (г. Свердловск), серия «Уральская библиотека. Приключения. Фантастика. Путешествия». Тираж - 50000 экз., твёрдая обложка, формат 130x200 мм, 160 страниц, цена 40 копеек. Иллюстрации сделала Н. Казанцева.

Больше в СССР повесть не издавалась.

Но в 2022 году в формате самиздата были выпущены микротиражами два сборника, в которые вошла эта повесть:

4). Антология «Крылатый камень», 2022 г., Кирово-Чепецк, г. Новосибирск, книжный клуб «Спутник», серия «Библиотека приключений и научной фантастики». Тираж - 12 экз., твёрдая обложка, формат 130x200 мм, 632 страницы.

Антология «Крылатый камень», 2022 г.
Антология «Крылатый камень», 2022 г.

5). Авторский сборник «Легенда о Золотой бабе», 2022 г., Аркаим, АзГард, серия «Библиотека приключений», тираж неизвестен, твёрдая обложка, формат 130x200 мм, 508 страниц.

Авторский сборник «Легенда о Золотой бабе», 2022 г.
Авторский сборник «Легенда о Золотой бабе», 2022 г.

И еще пару слов об авторе повести – Юрии Михайловиче Курочкине. Публиковаться в уральских детских газетах он начал с 12 лет(!), и до самой войны работал в многих журналах, в основном в уральском «Техника – смене», в котором публиковал свои фантастические рассказы. В конце 30-х служил на Дальнем Востоке, был участником боевых действий против японцев на озере Хасан в качестве артиллерийского разведчика.

11 июля 1941 года, будучи заведующим культурно-бытовым отделом свердловской газеты «Строитель», Ю. Курочкин внезапно был арестован и обвинен в систематической антисоветской пропаганде, а также в намерении изменить родине (нелегально уехать за границу). Осужден Военным Трибуналом УралВО на 10 лет ИТП и отбыл срок в Ивдельлаге полностью. Правда, в 1956 году он был полностью реабилитирован, так что непонятно, что там произошло на самом деле.

Фото из следственного дела Ю. М. Курочкина, 1941 г.
Фото из следственного дела Ю. М. Курочкина, 1941 г.

Однако после реабилитации он всю свою жизнь связал с журналом «Уральский следопыт», став членом его редколлегии, и посвятил себя научно-литературной работе, создав поистине огромный краеведческий архив. До своей смерти в 1994 году он успел написать 8 книг, некоторые из которых неоднократно переиздавались. Ю. М. Курочкин пережил свое 80-летие всего на 2 месяца, и похоронен в Екатеринбурге.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Лев Успенский. «Шальмугровое яблоко». Это загадка на грани фантастики с приключениями

Повесть «Гипнотрон профессора Браилова» Н. Фогеля, 1962 г. – очень удачный пример научно-шпионской фантастики

«Тайна Пито-Као» - один из лучших фантастических романов 50-х годов с элементами боевика

Фантастическая повесть «Последний ангел» К. Брендючкова – незаслуженно забытый советский бестселлер

В. Орловский «Бунт атомов», 1928 г. ~ прекрасный образчик советского фантастического романа-катастрофы