В 1950-60-х годах советские писатели вполне умели писать прекрасные приключенческие произведения на фантастической основе и со всеми признаками бестселлеров. Одной из таких книг как раз и является фантастическая повесть Михаила Матюшина «Сокровища ангуонов», с 1964 по 1979 год выдержавшая 4 издания под двумя разными названиями общим тиражом 175 тысяч экземпляров. Правда, почти все эти книги выходили в региональном «Дальневосточном книжном издательстве», тем не менее, это произведение при определенных стечениях обстоятельств еще во времена СССР вполне могло бы выйти на международный уровень, переведенное на много разных иностранных языков.
Хочу продолжить рассказ о редких советских фантастических книгах 1950-60-х годов, которые у нас тогда издавались в очень широком ассортименте, но до сих пор многим любителям фантастики остались неизвестными. Дело в том, что немало этих книг, достойных статуса бестселлеров, писали авторы совсем неизвестные, и выходили они чаще всего в областных или вообще провинциальных издательствах.
Нет, какие-то областные и провинциальные писатели как-то умудрялись издаваться в центральных издательствах, но всего один раз и малыми тиражами. А в основном это все были местные выпуски, потому неудивительно, что эти книги до нас практически не дошли. А если еще учесть, что часто фантастику у нас писали не фантасты, а даже частенько вообще не беллетристы, то вот вам и результат.
Так вот, хочу порекомендовать если не шикарную, то очень интересную книгу одного из советских писателей – Михаила Ильича Матюшина (1924-1994 гг.), который родился в Сибири, в Красноярском крае, но всю жизнь прожил и творил во Владивостоке. И писал он по большей части именно о Дальнем Востоке, причем наиболее интересной темой почти всех его 5 повестей, четырех романов и многих рассказов была Гражданская война в этом регионе, и первые годы Советской власти.
И произведения он создавал приключенческие, а не фантастические, но не такие приключения, как у Жюля Верна, а скорее он старался подражать Аркадию Гайдару. А тут вдруг взял, и написал довольно сильную приключенческо-«гайдаровскую» повесть «Сокровища ангуонов», но внес в нее основополагающие элементы фантастики, в чем книга стала походить на что-то среднее между «Землей Санникова» В. Обручева и «Страной Семи Трав» Л. Платова.
Только речь тут шла о вымышленном народе, который жил в тайге более 1000 лет назад, и об огромном количестве золота, им накопленного. Правда, самого народа никто в тайге никогда не видел, но археологу и хранителю этнографического музея вымышленного дальневосточного города Тройчинска - старому профессору Арканову, попадают в руки древние свитки, давным-давно написанные позабытыми ангуонскими хронистами, и он занимается их расшифровкой.
Но идет Гражданская война, красные партизаны теснят белогвардейцев, которые устраивают в Тройчинске свой штаб. В один прекрасный момент белогвардейская контрразведка узнаёт о том, чем занимается профессор, и оказывается, что дело пахнет огромными богатствами. Белогвардейцы организовывают экспедицию в тайгу, чтобы отыскать эту легендарную страну Ангуонию – некий прообраз сибирского Эльдорадо.
Причем этот прообраз Эльдорадо настолько сильный, что не покидает ощущение, будто читаешь средневековые хроники, в которых древние испанские конкистадоры отправляются в южноамериканские джунгли в поисках сокровищ, и перед вами разворачиваются приключения, но перенесенные из тропиков в сибирскую тайгу.
В общем, повесть развивается по всем канонам приключенческого искусства, добрую половину в ней присутствует тайна, которая раскрывается, когда автор вводит в повествование рассказ об Ангуонии, причерпнутый из свитков, которые расшифровал его главный герой профессор Арканов. Ну, это в произведениях такого рода неизбежно, потому что рано или поздно читатель должен досконально узнать, что же является предметом его интереса.
Ну и, конечно же, заканчиваются «Сокровища ангуонов» вполне закономерно – белогвардейский отряд благодаря стараниям профессора и его сына – двенадцатилетнего Клима, попадает в партизанскую засаду, и наши побеждают. Не стану раскрывать, чем конкретно заканчивается произведение, но заканчивается оно прекрасно. И хоть считается, что книга нацелена на детскую аудиторию, но скорее всего аудитория эта все же не совсем детская, а подростковая. Впрочем, эта повесть из той серии «детских книг», которые способны захватить и любого взрослого.
Несколько странно, что я, интересующийся фантастической и приключенческой литературой еще с начала 70-х, и коллекционирующий книги с начала 90-х, об этом произведении и слыхом не слыхивал, хотя повесть с 1964 по 1979 гг. выходила целых четыре раза. И общий тираж всех этих изданий составил 175 тысяч экземпляров, в принципе, это немало, и очень странно, почему я все эти книги за 30 лет так и не встретил на наших барахолках и книжных развалах, а еще раньше не обнаружил в библиотеках или у знакомых.
Итак, привожу все четыре издания этой просто шикарной фантастико-приключенческой повести.
1). Первое издание – отдельной книгой «Сокровища ангуонов».
Издательство – «Советская Россия», Москва, 1964 г.
Тираж: 30 000 экз., цена – 18 коп.
Мягкая обложка, формат - 70x108/32 (130x165 мм);
144 страницы, иллюстрации сделал художник А. Черномордик.
2). Второе издание – снова отдельной книгой «Сокровища ангуонов».
Издательство – «Дальневосточное книжное издательство», Владивосток, 1966 г.
Тираж: 100 000 экз., цена – 31 коп.
Твёрдая обложка, формат - 84x108/32 (130x200 мм);
100 страниц, иллюстрации сделал художник В. Н. Доронин.
В 70-х годах М. И. Матюшин переработал эту повесть, по некоторым слухам увеличив ее в три (!) раза и совместив со следующим своим чисто приключенческим (без всякой фантастики) произведением – романом «Загадка амулета». В этом виде, но под названием «Очаг свободных» повесть выходила в одной отдельной книге и в одном авторском сборнике.
3). Третье издание – снова отдельной книгой «Очаг свободных».
Издательство – «Дальневосточное книжное издательство», Владивосток, 1975 г.
Тираж: 15 000 экз., цена – 48 коп.
Твёрдая обложка, формат предположительно - 84x108/32 (130x200 мм);
172 (или 174) страницы, автор иллюстраций не определен.
4). Четвертое издание – в авторском сборнике «Бухта Оленя».
Издательство – «Дальневосточное книжное издательство», Владивосток, 1979 г.
Тираж: 30 000 экз., цена – 1 руб. 60 коп.
Твёрдая обложка, формат - 84x108/32 (130x200 мм);
432 страницы, иллюстрации сделал художник В. Трофимов;
Сборник составили роман «Загадка амулета» и повесть «Очаг свободных».
Предположительно повесть выходила еще в двух сборниках автора – «Загадки амулета» (1969 г.) и «Рожденный в рубашке. Загадка амулета» (Владивосток, 1972 г.), но это не точно, потому что подробную информацию по этим книгам я не могу найти.
В 2022-м году в Книжном клубе «Спутник» (Кирово-Чепецк, Новосибирск) в серии «Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)», в 15-м томе «горной» фантастики «Ущелье Большого Дракона» повесть М. Матюшина «Сокровища ангуонов» появилась среди некоторых других подобных произведений сходной тематики с иллюстрациями В. Доронина (издание 1966 года). Правда, тираж всего 14 экземпляров, так как это самиздат, но я все равно эту книгу в свою коллекцию поставил бы. Может быть повезет, и поставлю.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: