Найти тему
Популярная Библиотека

Ник. Шпанов, «Лед и фраки», 1930 г. – первый роман зачинателя советской авантюрно-приключенческой фантастики

В 1930-м году уже широко известный в узких кругах советский фантаст и приключенец Николай Шпанов опубликовал в журнале «Вокруг света» свой первый авантюрно-детективный роман «Земля недоступности». В 1932-м это произведение вышло отдельной книгой под названием «Лед и фраки», но совсем незначительным тиражом, и впоследствии в СССР не переиздавалось. И это очень странно, учитывая огромную популярность книг Николая Шпанова в 40-50-е годы, издававшихся в широком издательском ассортименте поистине космическими как для тех времен тиражами.

Николай Николаевич Шпанов (1896-1961 гг.) в разные годы своей жизни
Николай Николаевич Шпанов (1896-1961 гг.) в разные годы своей жизни

Николай Шпанов – один из многих писателей-фантастов «сталинской эпохи», но один из немногих, кто успешно творил и издавался и во времена «хрущевской оттепели». Правда, фантастика Шпанова совершенно разная, а то часто это даже и не фантастика, если принимать во внимание его послевоенный детективный цикл, тем не менее, наряду с Александром Беляевым и Михаилом Булгаковым, его можно считать зачинателем советской фантастики в целом. По крайней мере, талантами мастера приключенческого романа Бог Николая Шпанова не обидел.

Николай Шпанов в 20-е годы. Норвежского исследователя Адольфа Хуля, который запечатлен рядом со Шпановым на нижнем фото, автор вывел в романе "Лед и фраки" в виде доцента Зуля, причем выставил его в крайне негативном свете
Николай Шпанов в 20-е годы. Норвежского исследователя Адольфа Хуля, который запечатлен рядом со Шпановым на нижнем фото, автор вывел в романе "Лед и фраки" в виде доцента Зуля, причем выставил его в крайне негативном свете

И поэтому очень странно, что издав за 30 лет свои книги тиражом в несколько миллионов экземпляров, этот популярнейший в 40-50-е годы советский писатель-фантаст, детективщик и приключенец очень хорошо подзабыт не только сегодня – его имя было неизвестно и поколению советских читателей 70-80-х годов. Да, некоторые его книги при Хрущеве изымались из библиотек, но другие-то не изымались, и одновременно они продолжали издаваться сотнями тысяч экземпляров центральными издательствами до самой смерти автора в 1961-м.

Краткая биография Н. Шпанова, опубликованная в последней его книге "Ураган", 1961 г.
Краткая биография Н. Шпанова, опубликованная в последней его книге "Ураган", 1961 г.

И ни про одну книгу нельзя сказать, что это какое-то графоманство, иначе эти произведения не издавались не только книгами, но и не печатались предварительно в таких популярных советских журналах, как «Вокруг света», «Смена», «Техника – молодежи», «Всемирный следопыт» и многих других.

В общем, советский писатель Николай Николаевич Шпанов не был графоманом, и не был конкретно запрещенным писателем, несмотря на некоторые эксцессы. В литературу он вошел в 1925-м году, в Большую Литературу – в 1939-м, в мэтра-«миллионщика» (по тиражам) он превратился в 1949-м, когда вышел первый мега-крупный роман Шпанова «Поджигатели», за 5 лет выдержавший 12 изданий в 7 разных издательствах, включая одно зарубежное (Чехословакия). Общий тираж всех этих книг составил 700 тысяч экземпляров – по тем временам это были тиражи просто неслыханные! И можно думать, что если бы роман после XX съезда КПСС в 1956 году не подвергся «хрущевскому остракизму», то он продолжал бы публиковаться и дальше тиражами еще более значительными.

Восемь номеров журнала "Вокруг света" 1930 года, в которых впервые был опубликован роман "Лед и фраки" под названием "Земля Недоступности"
Восемь номеров журнала "Вокруг света" 1930 года, в которых впервые был опубликован роман "Лед и фраки" под названием "Земля Недоступности"

Кстати, продолжение этого произведения – роман «Заговорщики» (1951 г.), за 3 года успел выдержать 8 изданий в 5 разных советских издательствах и имел общий тираж более 600 тысяч. Тоже был задроблен хрущевской цензурой, но сам автор в опалу не попал, так как одновременно продолжали выходить и новые его романы, и многочисленные сборники его повестей и рассказов, причем тоже внушительными тиражами. Николай Шпанов творил до самой смерти, и незадолго до нее вышла третья книга из фантастической трилогии «Поджигатели» и «Заговорщики» - «Ураган», причем тиражом тоже немалым - 115 тысяч, предваренный публикацией некоторых глав из него в журнале «Техника – молодежи» и «Искатель».

Начало фантастического романа Н. Шпанова "Земля Недоступности", опубликованного в журнале "Вокруг света" (г. Москва) в №№ 25-36, 1930 г. Иллюстрации Н. Кочергина
Начало фантастического романа Н. Шпанова "Земля Недоступности", опубликованного в журнале "Вокруг света" (г. Москва) в №№ 25-36, 1930 г. Иллюстрации Н. Кочергина

Интересно, что во второй половине 50-х Николай Шпанов подготовил к книжному изданию добавочную часть к запрещенному роману «Поджигатели», которая под названием «Связная Цзинь Фын» в виде повести вышла в 1955, 1957 и 1961 годах в трех разных советских издательствах общим тиражом 220 тысяч экземпляров. Ведь не была запрещена, и тиражи не уменьшились. Чуть позже, в 1958-м, вышел и один из его самых лучших романов – «Война невидимок», и тираж книги был 225 тысяч.

Другие иллюстрации к роману в №25-26 (номера совмещенные) в журнале "Вокруг света"
Другие иллюстрации к роману в №25-26 (номера совмещенные) в журнале "Вокруг света"

И это только некоторые книги, а всего Н. Шпанов их издал несколько десятков, и все были в СССР популярными. Можно предположить, что автор этих книг, по крайней мере, в последние 20 лет своей жизни, не испытывал совершенно никакой нужды в финансах. И он мог бы после первых своих оглушительных успехов вообще ничем не заниматься, а спокойно уходить на пенсию. Но он писал до самой своей смерти, и всё это неизменно публиковалось в журналах и книгах, и в СССР пользовалось огромной популярностью.

А как только он умер – то как бы и не было такого писателя популярной фантастики и детективов, как Ник. Шпанов…

Иллюстрации к роману в совмещенных номерах 28-29. Жаль, что мне удалось отыскать сканы только трех номеров, когда я найду сканы других номеров, иллюстрации к ним я тоже выложу в этой публикации
Иллюстрации к роману в совмещенных номерах 28-29. Жаль, что мне удалось отыскать сканы только трех номеров, когда я найду сканы других номеров, иллюстрации к ним я тоже выложу в этой публикации

Ну ладно, что было, то прошло, а сегодня все произведения Николая Николаевича Шпанова снова переиздаются, причем неоднократно, но тиражи, конечно, уже совсем не те. Правда, это касается только бумажных изданий, а вот в Интернете все его творчество можно найти довольно легко. Ну, хорошо, хоть так, а то как в 1961-м вышла его последняя книга и два ее отрывка в журналах «Техника – молодежи» и «Искатель» - так почти 50 лет (полвека!) ничего больше не издавалось и об этом писателе даже не упоминалось!

Иллюстрации к роману в №31 журнала "Вокруг света", 1930 г.
Иллюстрации к роману в №31 журнала "Вокруг света", 1930 г.

Николай Николаевич Шпанов родился в 1896 году на Дальнем Востоке, по матери был потомственным дворянином, но этого никогда не афишировал, особенно при Советской власти. До Первой Мировой войны учился в Санкт-Петербурге на морского инженера, с началом войны закончил офицерские курсы воздухоплавания, воевал в небе, но не в качестве пилота, а в качестве наблюдателя на разведывательных самолетах (ну, как молодой Индиана Джонс, кто смотрел этот сериал). В 1918-м году поступил на службу в Красную авиацию, в Гражданскую войну служил в боевой авиации по инженерно-технической части. После войны плавно перешел в сферу армейской прессы и работал в редакциях популярных среди советской молодежи журналов «Самолёт» и «Техника воздушного флота».

Иллюстрации романа "Земля Недоступности" в разных номерах журнала "Вокруг света" 1930 года, отысканные мной в других источниках
Иллюстрации романа "Земля Недоступности" в разных номерах журнала "Вокруг света" 1930 года, отысканные мной в других источниках

Именно в эти годы, работая в разных ведомствах воздушного флота СССР, Николай Шпанов начал пробовать себя в литературе, сначала в научно-популярной, затем в беллетристической. В 1925 году в журналах «Самолет» и «Всемирный следопыт» появились сразу три фантастических рассказа Шпанова – «Льды и крылья», «Над ночной Москвой» и «Таинственный взрыв» («Записка Анке»), правда, под псевдонимом «К. Краспинк». И тут как прорвало – начинающий автор в течение несколько лет создал целый цикл чисто приключенческих рассказов и повестей «Приключения русских воздухоплавателей», а также опубликовал множество очерков и статей на научно-технические темы.

Первое и последнее книжное издание романа Н. Шпанова "Лед и фраки", 1932 г., издательство "Федерация"
Первое и последнее книжное издание романа Н. Шпанова "Лед и фраки", 1932 г., издательство "Федерация"

И вот, в 1929-м году он приступил к созданию самого первого своего серьезного произведения – фантастического романа «Лед и фраки», который вышел впервые в московской редакции журнала «Вокруг света» в 1930-м году под названием «Земля Недоступности». Надо сказать, что в те годы в СССР было два журнала «Вокруг света» - один московский, от издательства «ЗиФ» («Земля и фабрика»), а второй – ленинградский, от издательства «Красная газета». И эти разные журналы вели независимую друг от друга деятельность, публикуя совершенно разные произведения. Но престижней, конечно, было публиковаться в московском «Вокруг света», так как тираж его был 250 тысяч, а ленинградского – всего 72500 экз. при цене обоих журналов в 10 копеек.

Титульный лист книги "Лед и фраки", 1932 г.
Титульный лист книги "Лед и фраки", 1932 г.

Так вот, роман Н. Шпанова «Земля Недоступности» начал публиковаться в полном объеме именно в московском журнале «Вокруг света», причем публикация растянулась на 8 номеров с очень хорошими иллюстрациями довольно известного в то время художника Н. Кочергина, почти ровесника самого Шпанова.

Спустя два года этот роман вышел отдельной книгой в издательстве «Федерация» тиражом 5200 экземпляров, но уже без иллюстраций. Конечно, тираж был маловат, но благодаря этим двум публикациям имя Шпанова стало известно всей стране наряду с такими корифеями тогдашней советской фантастики, как Александр Беляев, Александр Богданов и Абрам Палей. Правда, в отличие от них, Николай Шпанов был далек от конкретно научной фантастики, но как раз это обстоятельство и позволяло ему не сковывать повествование какими-то сложными научными догмами, он был чистым приключенцем, тем более прекрасно знал сферу, в которую погрузил героев своего первого фантастического романа.

Начало романа "Лед и фраки", 1932 г.
Начало романа "Лед и фраки", 1932 г.

Дело в том, что Николай Шпанов в 20-х годах очень много путешествовал по Северу, принимал участие во многих северных экспедициях советских летчиков и моряков, со многими прославленным впоследствии полярниками был знаком лично. Он даже умудрился в 1928 году совершить поход на ледоколе «Красин» и принять участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле, и по мотивам этих своих походов только в одном 1929-м году написал и издал сразу три многотиражных книги – «В страну вечных льдов», «Во льды за «Италией» и «Полярный поход «Красина». Так что еще до того, как прославиться на весь СССР как создатель остросюжетных бестселлеров, Шпанов уже был профессиональным писателем, работавшим как бешеный, издававшийся охотно, и потому совсем неудивительно, что фантастический роман «Лед и фраки» получился таким правдоподобным даже в деталях, невзирая на всю критику, полившуюся на него позже.

Содержание романа "Лед и фраки" в книге 1932 года
Содержание романа "Лед и фраки" в книге 1932 года

И хоть роман получился очень интересный, но сюжетная линия была для тех времен в общем и целом не новой, навеянной еще Жюлем Верном с его вечной манией проведения экспедиций во всякие труднодоступные регионы Земли. Тема повести - экспедиция к Северному полюсу, но не частным образом, как это было у того же В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), а под эгидой мощного государства – СССР. Экспедиция погрузилась на подводную лодку «Наутилус», которая была вооружена всеми необходимыми для плавания во льдах средствами современной техники. Самые передовые системы связи, сложная система буров и платиновых «ножей», которые прокладывают лодке дорогу лодке в ледяных пространствах, целая серия разведочных зондов и много другой сложной механизации – это все предопределяло успех экспедиции.

Три постсоветских издания романа "Лед и фраки" 2011, 2015 и 2017 гг.
Три постсоветских издания романа "Лед и фраки" 2011, 2015 и 2017 гг.

Но «Наутилус» плывет не просто на полюс, а к открытой в том районе новоявленной «земле Санникова», которая в романе называется «Землей Недоступности». И не просто так нужна эта земля Стране Советов, а тем, что на ней зарыто – огромными угольными пластами, которые надо разведать и передать в эксплуатацию Советскому правительству. На острове обнаружено племя полярных туземцев («самоедов»), а шаманом у них – выживший из ума русской полярник, экспедиция которого потерпела катастрофу в этих местах еще до революции. Несколько похоже на «Землю Санникова» Обручева, но у Обручева не было такого размаха фантазии и технического прогресса, как у Шпанова.

Аннотация к роману в издании 2015 года
Аннотация к роману в издании 2015 года

Например, не только Советское правительство имеет виды на эту землю, но и западные капиталисты, которые одновременно посылают в этот район и свои экспедиции на огромном дирижабле и на подводной лодке – отсюда в названии книжного варианта романа и появилось слово «фраки», все эти «фраки» как раз этих капиталистических хищников и олицетворяют. И вот начинается полная приключений, шпионских и диверсионных страстей и даже детектива борьба между противниками, и, естественно, в конце концов, наши побеждают, а иначе и быть не могло. Правда, попутно Ник. Шпанов уничтожил все эти «фраки» и в идеологическом плане, но тут без этого никак нельзя, хотя автор очень злобно прошелся и по национальностям этих врагов СССР, что тоже впоследствии не понравилось некоторым его критикам.

Иллюстрация к роману "Лед и фраки" из издания 2017 года, взята с обложки журнала "Вокруг света", №"25-26, (на фото ниже) нарисовал художник А. Пржецлавский
Иллюстрация к роману "Лед и фраки" из издания 2017 года, взята с обложки журнала "Вокруг света", №"25-26, (на фото ниже) нарисовал художник А. Пржецлавский

А критика не заставила себя долго ждать. В том же 1932 году в журнале «Художественная литература», в № 1 (10 января) появляется разгромная рецензия на роман Шпанова некоей Елены Тагер, известной деятельницы советской литературы (которая, кстати, и до этого, и после этого отбывала ссылки и лагеря за шпионаж). Ну, не понравился этой поэтессе, прозаику и мемуаристу роман Николая Шпанова, и она прямо его обвинила в создании «авантюрно-детективного романа весьма сомнительного свойства», и это как минимум. По ее мнению, роман изобилует множеством «ходульных и бутафорских моментов» и прямо-таки переполнен всякими «опереточными героями», наличие которых в произведении передового советского писателя просто недопустимы.

Обложка журнала "Вокруг света", №"25-26, на ней рисунок художника А. Пржецлавского к фантастическому роману "Земля Недоступности"
Обложка журнала "Вокруг света", №"25-26, на ней рисунок художника А. Пржецлавского к фантастическому роману "Земля Недоступности"

Покопавшись в повествовании, Тагер даже отыскала места, которые якобы «дискредитируют идею пролетарской революции и содержат клеветнические выпады по отношению к Ленину». Я тоже обратил на это внимание – и на самом деле, в уста одного из своих героев «во фраке» Шпанов таки да, вкладывает всякие клеветнические речи против СССР, революции и самого Ленина. И вот рецензента не устроило то, что автор на страницах своего романа эту клевету не опровергает, и тем самым как бы «предоставляет на страницах советской книги трибуну для высказываний классового врага».

Иллюстрация к роману "Лед и фраки" из издания 2017 года. Рисунок взят из журнала "Вокруг света" 1930 года, художник - Н. Кочергин
Иллюстрация к роману "Лед и фраки" из издания 2017 года. Рисунок взят из журнала "Вокруг света" 1930 года, художник - Н. Кочергин

Но тут следует обратить внимание на тот момент, что Шпанова за эту «трибуну для высказываний классового врага» никак не наказали и даже не попеняли, а «правдорубка» Елена Тагер через некоторое время снова отправилась в тюрьму за преступления против Советской власти. Вот какие парадоксы можно обнаружить, изучая творчество «сталинских» писателей.

Но вот если бы я писал рецензию на роман Николая Шпанова «Льды и фраки», то я эту книгу разгромил бы по совсем другому поводу – за полное отсутствие внутренних иллюстраций. Сам роман получился просто великолепным, именно в таком духе впоследствии писали свои эпохальные произведения такие адепты советской фантастики «второй волны», как Григорий Адамов, Георгий Гребнев, Александр Казанцев и Георгий Мартынов. А до Шпанова такие романы, насколько я знаю, никто не писал, поэтому если и можно в нем найти какие-то огрехи, то их первопроходцу этого направления, допущенные им в этом первом советском научно-техническом романе можно простить и не придираться к мелочам.

Первое издание романа "Лед и фраки" 1930 года (слева), и обложка Интернет-издания 2015 года (справа)
Первое издание романа "Лед и фраки" 1930 года (слева), и обложка Интернет-издания 2015 года (справа)

Да, жаль, что в СССР этот роман больше не издавался, а единственная книга «Лед и фраки» практически недоступна для приобретения в Интернет-магазинах. Правда, можно купить журналы «Вокруг света» 1930 года с романом «Земля Недоступности», тем не менее, журнальный вариант – это журнальный вариант, а книга – это книга. Сегодня для библиофилов доступны только три бумажных издания этого романа 2011, 2015 и 2017 годов выпуска, но совокупные их тиражи еще меньше, чем у оригинала – всего чуть более 4 тысяч экземпляров.

Заканчивая свою публикацию, хочу сказать, что Николай Шпанов все же не был забыт после своей смерти окончательно. В частности, такие советские гиганты детективно-приключенческой и военной литературы как Юлиан Семенов, Юрий Корольков, Василий Ардаматский, Александр Чаковский и многие другие если не называли Николая Шпанова своим «духовным отцом» напрямую, то признавали, что он повлиял на их творчество очень сильно.

В любом случае в те времена им просто не с кого больше было брать пример, таким образом можно констатировать факт, что Николай Николаевич Шпанов стал родоначальником целого направления советской литературы – как раз той самой авантюрно-приключенческой, которая так не понравилась некоторым советским критикам 30-х, причем в самых разных своих видах.

Наиболее значительные произведения Ник. Шпанова, то есть самые известные его книги, вышедшие в разные времена в крупных советских издательствах:

1). Земля недоступности (1930 г.) Роман. В 1932 году издан под названием «Лед и фраки».

2). Первый удар (Повесть о будущей войне) (1939 г.) Повесть, с которой началась всесоюзная популярность автора.

3). Тайна профессора Бураго (1942 г.) Повесть, в 1958 году доработана до романа «Война «невидимок».

4). Поджигатели (1949 г.) Роман.

5). Заговорщики (1951 г.) Роман.

6). Ученик чародея (1956 г.) Роман о похождениях следователя-детектива Нила Кручинина.

7). Война «невидимок» (1958 г.) Роман.

8). Связная Цзинь Фын (1955 г.) Повесть, главы для романа «Поджигатели», опубликованные первоначально в 1951 году в журнале «Смена».

9). Похождения Нила Кручинина (1955 г.) Сборник повестей.

10). Повести об удачах великих неудачников (1959 г.) Сборник повестей.

11). Ураган (1961 г.) Роман, третья часть трилогии «Поджигатели» и «Заговорщики».

Кроме этого Николай Николаевич Шпанов издал еще целый ряд книг и сборников, но об этом я напишу отдельную публикацию.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Ник. Шпанов «Война невидимок», 1958 г. – миллионный бестселлер, ставший букинистическим раритетом

В. Орловский «Бунт атомов», 1928 г. ~ прекрасный образчик советского фантастического романа-катастрофы

Так кто же на самом деле написал в 1930-м году советский научно-фантастический роман «Погибшая страна»?

Фантастико-приключенческий роман Всеволода Валюсинского «Большая земля», 1931 г., мог бы стать бестселлером

Первая советская «космическая опера» - фантастический роман Николая Муханова «Пылающие бездны», 1924 г.