Это продолжение статьи «Вы не обязаны разбираться в маркетинге!».
Здесь мы разберём подробно с примерами необходимые и достаточные способности бизнесменов для работы со своим маркетингом.
Итак, для эффективности в любом отделе и с любым специалистом достаточно этих трёх способностей :
1. осознание потребности в специалисте
2. качественный выбор специалиста
3. контроль эффективности этого специалиста
Теперь подробнее и только о маркетинге:
СПОСОБНОСТЬ 1: осознание потребности в качественном маркетологе
Действительно, как понять, что вам пора обратиться в агентство или нанять своего маркетолога?
Ответ простой: также как и в других сферах бизнеса. Вы не собираетесь изучать бухгалтерию? Или юриспруденцию? Но вы как-то решаете эти вопросы на первых порах: аутсорс, разовые консультациии по сложным вопросам, удалённое ведение недорогим специалистом и т.д.
Также и в маркетинге - пока пользуйтесь услугами недорогих смм или разовыми консультациями или недорогими агентствами.
Но сейчас я открою вам великий секрет: пока ваша компания небольшая, можно вообще обойтись без маркетинга! ...
Вау?!
Если у вас толковый товар/услуга, удачная цена и вы где-то уже его продаёте – так можно вести бизнес без маркетинга довольно долго и успешно. Знаете присказку айтишников «если что-то работает – не трогай»? Вы просто экономите кучу денег на этом этапе и реинвестируете их! Идеально.
Но такая ситуация возможна лишь до определённых масштабов бизнеса.
Подробно, с цифрами оборота и бюджета можно посмотреть вот в статье про масс-маркетинг и VIP-маркетинг.
Продублирую здесь два ключевых момента: оборот бизнеса от 100 млн рублей в год и/или бюджет на маркетинг от 5 млн рублей – это очевидная ступень, когда необходимо задуматься о качественном маркетинге.
Итак: посмотрев мои данные и "переложив" это на свой бизнес, вы уже сейчас можете сделать себе мысленную или физическую отметку, когда вам нужно будет обязательно вернуться к вопросу "дорогого" маркетолога.
Что далее? >>
СПОСОБНОСТЬ 2: качественный выбор маркетолога
Как с вероятность 99% определить высокий уровень специалиста по маркетингу?
>> Нужно учесть всего две вещи: ОБРАЗОВАНИЕ и ОПЫТ.
Без них высокий уровень к сожалению не достижим ни при каких других условиях. Ведь это просто невозможно, что хирург или стоматолог или косметолог «выучится» сам или на онлайн курсах или на одном курсе маркетинга, который был у него пару месяцев в ВУЗе. Это просто невозможно! И это всем понятно.
А работа в топ компаниях (= опыт высокого качества) продолжает растить специалиста всегда. Без сложной работы на высшем уровне, без крутых кейсов, крутого окружения, нормальных бюджетов – также невозможно формирование высокой квалификации.
Подробнее, если понадобится, можно посмотреть в здесь.
- ЧТО ДЕЛАТЬ, если у вашего кандидата только один из этих пунктов? Во-первых порадоваться! Это уже неплохо! Скорее всего этот человек будет вам полезен намного больше, чем другие кандидаты.
Для полной уверенности поговорите с ним на тему того, как он видит результаты своей работы? На этом месте «сыпятся» все не-профи.
Если в ответ вы слышите что-то про бренд, продукты, клиентов и прочие «атрибуты» - это ни о чём... Вы должны услышать про деньги, а точнее про ваш дополнительный доход от его деятельности! Если человек не ответил сам про прибыль – попробуйте спросить уже прицельно. И если даже в этом случае он «поплыл», а вы это сразу увидите, - то это не маркетолог.
Подробно таких не-макретологов мы разбирали в статье про ура-маркетинг.
СПОСОБНОСТЬ 3: контроль эффективности работы маркетолога
Самое интересное, что для этого вам также не нужно «разбираться в маркетинге»! Вы ведь прекрасно можете оценить результаты работы отдела продаж или отдела финансов или логистики? Как? –> по их финансовому вкладу в результат компании. Они или приносят прибыль или нет. Даже отдел логистики, который по сути «затраты» – он должен работать на вашу прибыль.
И точно также маркетинг.
Как ваш маркетолог планирует свою работу? Он планирует посты, лиды, конверсию? - Или деньги? Ваши деньги! Это единственный критерий, который позволит абсолютно любому бизнесмену не попадаться на удочку некачественных специалистов.
Единственная цель маркетинга (единственная!) – это дополнительный доход.
Очень подробно этот вопрос разбирается в статье «Маркетинг-невидимка», когда маркетинг как бы есть, но его как бы нет… ))
На этом буду завершать тему. Если вам была полезна эта информация - приглашаю вас подписаться. И мне очень интересно ваше мнение и ваш бизнес опыт - пишите в комментариях!
Удачи и успехов вам!