Мне много раз приходилось слышать от разных родителей разное мнение про школьные уроки:
-Он так хорошо объясняет! Моему Васе даже дома ничего учить не приходится, всё с уроков помнит.
-В школе на уроке вообще ничему не учат, Пете дома всё заново объяснять приходится!
И это про одного и того же учителя. Как будто Мариванна Васе на ушко объясняет, а от Пети нужную информацию скрывает.
Наверное, стоит учитывать, что разные бывают не только учителя, но и дети. И дело даже не в том, что Вася внимательно слушает на уроке, а Петя в окно смотрит. Дело в том, что дети действительно разные. Одни медленно включаются в работу, другие быстро. Они по-разному осознают и воспринимают то, что объясняет учитель. У всех детей свои особенности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Дети действительно отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру и склонностям, по мотивам учения, по свойствам темперамента. Этот список можно продолжать и дальше.
У них даже отношение к успехам и неудачам разное. Жизненный опыт тоже у каждого свой.
Объединяет всех детей только одно – желание стать хорошим учеником. А индивидуальные особенности кому-то помогают, а кому-то мешают достигнуть этой цели.
Конечно, задача учителя знать и учитывать эти особенности.
Но разве для родителей это менее важно? Уж они-то наверняка лучше знают и понимают своего ребёнка и, наверное, тоже заинтересованы в его успешности.
Это так, но есть ещё одна сторона. Многие особенности незаметны даже родителям при поверхностном наблюдении. И они тоже могут ошибаться, давая оценку способностям ребёнка.
Правда и в том, что школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования и оценивает их отметками. А по отметкам взрослые начинают судить о способностях и неспособностях учеников. Но отметка ведь ставится не за способности, она всего лишь оценивает выполнение данного конкретного задания. И зависит она не только от того, как ученик усвоил материал, но и от того, как аккуратно, добросовестно и своевременно он сделал задание.
Беда еще в том, что у же к концу первого класса дети условно распределяются на «сильных», «средних» и «слабых». Дети чувствуют это отношение к себе.
Часто в средней школе «сильные» и «средние» ученики меняются местами. А происходит это зачастую потому, что «сильные» дети получают такой статус за счёт прилежности и аккуратности, но если эти качества недостаточно подкреплены познавательными интересами, то в старших классах они уже не спасут.
Поэтому судить о способностях ребёнка нужно очень осторожно. Ни к чему ни способных детей не существует. А невысокая успеваемость может быть по разным причинам и эти причины необходимо установить.
- Один неспособен к пересказам, потому что он не читает вслух и мало разговаривает. Ему нужно работать над развитием устной речи.
- Другой пассивен на уроке, потому что болел и пропустил материал, так и не наверстав.
Если ребёнок в начальной школе опережает в развитии сверстников, не говорить о его супер способностях, многие вундеркинды в средней школе становились как все.
А отсутствие раннего развития не говорит о том, что ребёнок будет хуже учиться в школе.
На «средних» детей в начальной школе стоит обращать внимание, у многих из них уровень развития достаточно высок. Нужно поддержать их интерес к учёбе, и они поднимутся. Им нужно поверить в себя и в свои способности.