Найти тему
Анна Бердникова

Драма сепарации в патологическом слиянии как комедия

Как много людей живет в патологическом слиянии и даже не допускает мысли о том, что можно жить иначе. Иначе строить отношения с окружающими, свой день, процесс принятия решений - таким образом, сепарация не только болезненный, но и захватывающий процесс.

Посмотрела сериал «Миссис Флетчер».

Такое ощущение, что ни рубрика, в которую он помещен на Кинопоиске, ни аннотация ему не соответствуют. На мой взгляд, фильм очень серьезно описывает одно из самых значимых событий в жизни семьи, где вырастает ребенок – сепарацию. Соответственно, перед нами не комедия, и в фокусе сюжета ни эротические эксперименты сорока пятилетней женщины, а ее поиск себя, поиск того, что может заполнить жизнь, когда в ней образовалась почти двухметровая дыра на месте ее новоявленного студента колледжа.

Заполнить эту дыру довольно сложно, когда на протяжении многих лет патологическое слияние было единственным способом жить, стало своего рода нормой. Героиня, приехав с сыном в колледж, пытается прорваться на студенческую территорию, нарушив правило, мотивируя это тем, что она мать-одиночка, поэтому должна позаботиться о своем сыне, она нуждается в этом больше, чем любая другая мать. Как будто патологическое слияние способно оправдать все, что угодно.

Брендон, сын главной героини, также переживает процесс сепарации. Симпатичный белый парень, любимец старшей школы в маленьком городке на среднем Западе, приезжает в «цивилизованный» колледж. И понимает, как тяжело физически здоровому белому парню без лишнего веса живется в современном социуме. Студенческая жизнь оказывается насыщена разнообразными социальными мероприятиями, указывающими на тяготы этого самого бытия: то семинар по отзыву согласия на интимные отношения, то круговорот групп поддержки, пригласить девушку на свидание привычным старым способом – это оскорбить ее и подвергнуться риску физического насилия с ее стороны, пострадавшей стороне применять насилие можно, для равновесия… а может быть, именно в этом и заключался элемент комедийности или в том, как на происходящее реагирует столкнувшийся со сломом своей персональной реальности молодой человек, стремительно утрачивающий ореол звездности и защиту, которую этот ореол обеспечивает. А я далеко не сразу это сообразила.

Сводный брат Брендона – сын отца в новой семье - аутист. Это помогает ему попасть в студенческий клуб – группу поддержки аутистов. Оказавшись на первой встрече и стараясь вести себя прилично и по правилам, молодой человек умудряется многократно всех оскорбить, преимущественно используя недопустимые в имеющемся «поддерживающем» социуме слова: нормальный, отсталый и пр. Эти слова нельзя использовать в любом контексте, даже в таком: «я не хочу сказать, что он отсталый» - поскольку все равно обнародует внутреннюю систему координат, где есть такие точки отсчета, как норма.

Драма или комедия?
Драма или комедия?

На родительский уикенд вместо переживающей матери договаривается приехать отец. Брендон надеется провести время с отцом, но приезжает вся новая семья отца – Брендон переживает несколько моментов, связанных с особенностями его брата, испытывает обиду на отца в связи с происходящим. Он ведь поссорился с обиженной матерью, возможно, впервые в жизни назвавшей бывшего мужа козлом, и сформулировавшей по пунктам, почему она так считает. А благодаря интересной операторской задумке (небольшим паузам и задержке кадра на лице Брендона), когда в ходе родительского уикенда происходили иллюстрирующие тезисы матери события, эти моменты получилось зафиксировать и получить их подтверждение.

Когда Брендон в финале уикенда спрашивает отца, почему тот предпочитает Джонатана. Тот просто отвечает, что у того особые потребности, поэтому все вот так, как есть… У Брендона тоже были потребности, которые не удовлетворялись или удовлетворялись матерью. А сейчас еще и пришло осознание, что рядом с ним мог быть совсем другой отец, например, такой, как сейчас рядом с Джонатаном, нуждающемся в особом внимании. Каждый ребенок нуждается в особом внимании своих родителей, так-то если подумать. Контраст впечатлил Брендона.

В то время пока Брендон получает свои тумаки и инсайты в колледже, у Евы тоже начинается новая жизнь. Ей необходимо понять, чем она теперь может быть заполнена, как это в 45 жить своей жизнью, а не растущего ребенка.

Ева много обсуждает свое состояние в попытках понять себя. Продолжает сталкиваться с подставами бывшего. В общем-то продолжает жить по-прежнему, иногда вкрапляя в эту привычную жизнь зачатки размышлений о возможных изменениях. Никаких, заявленных в аннотации эротических приключений, с героиней не происходит, происходят робкие попытки о них пофантазировать. Даже подумалось, что, возможно, в этом и есть элемент комедии: молодая здоровая свободная женщина, свободная от выросшего сына, ведет себя, как будто до сих пор находится в клетке – клетке своего сознания. А кроме того, о тех событиях, которые Брендон переживает в колледже – глубоких, трансформирующих его, чрезвычайно серьезных, нельзя говорить иначе, как о комедии? «Комедия» - своего рода фильтр, который позволяет рассматривать актуальные события как бы в шутку.

Мне сериал очень понравился, даже удивительно 😊