ВЛ41-023 от первого лица. Рассказ машиниста

851 прочитал

Сегодняшний рассказ посвящен двум героям, связанных одним общим делом. Первый из них, человек, проработавший большую часть жизни Коршуновском ГОКе в Иркутской области, Евгений Равильевич Зиганьшин, один из машинист единственного, оставшегося в строю электровоза серии ВЛ41. Ну а это локомотив с номером 023, прослуживший большую часть жизни там же, на Коршуновском ГОКе, и есть второй герой данной публикации.

Сегодняшний рассказ посвящен двум героям, связанных одним общим делом.

- Евгений Равильевич, расскажите, пожалуйста о себе. Откуда Вы родом?

Я родился в 1963 году городе Нижний Тагил, городе с богатой историей, который известен большим количеством промышленных и исторических достопримечательностей: Демидовские горнодобывающие и железоделательные заводы; отец и сын Черепановы, которые изобрели первый паровоз; УралВагонЗавод, где делают не только вагоны, но и танки.

Сегодняшний рассказ посвящен двум героям, связанных одним общим делом.-2

Электровоз ВЛ41-023 изготовлен Днепропетровским электровозостроительным заводом в 1963 году и в 2023 году отпраздновал 60-летний юбилей. Практически сразу после постройки поступил на Восточно-сибирскую железную дорогу. Участвовал в строительстве БАМа. На фото 1964 года (предположительно) ВЛ41-023 запечатлен в депо Вихоревка, когда электротяга уже пришла из Тайшета в Вихоревку.
Иркутская область, станция Вихоревка, 1964 год (предположитлеьно). Фото: Муниципальное казенное учреждение культуры "Историко-краеведческий музей города Вихоревка"
Иркутская область, станция Вихоревка, 1964 год (предположитлеьно). Фото: Муниципальное казенное учреждение культуры "Историко-краеведческий музей города Вихоревка"

- Как вы оказались в Иркутской области?

В 1965 году наша семья, как и многие тагильчане кто был связан с горнодобывающей промышленностью, переехала в Железногорск - Илимский. Здесь осваивались новые горно-рудные карьеры и строился новый большой горно-обогатительный комбинат, поэтому специалисты со всей страны, в основном с Урала, поехали в Сибирь.

- По образованию вы машинист? Где начиналась Ваша карьера?

В 1983 году, после того как вернулся из армии, пошёл на курсы помощника тепловоза и электровоза, закончил, после чего работал помощником машиниста тепловоза на станции Коршуниха-Ангарская, в Могоче Читинской области. В 1985 году вернулся в Железногорск-Илимский и устроился на работу на Коршуновский горно-обогатительный комбинат помощником машиниста.

- Чем был обусловлен выбор профессии?

- Выбор профессии был решён в детстве, когда с отцом ходил на работу, он тоже электровозник, но начинал ещё с паровозов.

- На каких локомотивах пришлось работать больше?

- Больше всего, наверное, на ОПЭ-1А. С 1992 года работал машинистом электровоза ОПЭ-1А. Их в Коршуновском ГОКе несколько.

Кстати, о железнодорожной технике Коршуновского ГОКа на нашем канале была отдельная статья - переходите по ссылке, если пропустили!
Сегодняшний рассказ посвящен двум героям, связанных одним общим делом.-6

- Сейчас вы работаете на ВЛ41. Как давно Вы на него пересели, и в чем именно заключается работа?

- На сорок первом работаю третий год. Выставляем под погрузку и грузим железорудный концентрат, на путях отправления станции Фабричной. Формируем маршруты (это состав поезда) для отправки состава на Челябинский металлургический завод.

Об истории локомотивов ВЛ41 читайте с статье, посвященной истории этой серии:
ВЛ41-023, Иркутская область. Фото: Гамов С.А.
ВЛ41-023, Иркутская область. Фото: Гамов С.А.

- Сколько человек работает на локомотиве и обслуживает его?

- Всего нас работает четыре локомотивные бригады, восемь человек. И есть депо, обслуживающее все локомотивы и производящее все необходимые виды ремонта.

- ВЛ41-023 - последний в России электровоз своей серии, который до сих пор продолжает работать. Благодаря чему он еще с строю?

- В первую очередь благодаря бережному отношению к локомотиву. Кстати, в 2023 году у нас было три юбилея: два машиниста и электровоз!

Кстати, именно на серии электровозов ВЛ41 впервые в СССР был установлен облегченный токоприемник полупантографного типа. Затем, после окончания постройки электровозов серии ВЛ41, был перерыв почти в 40 лет и только с началом выпуска первых "Ермаков" установка подобных токоприемников на электровозах с завода-изготовителя была продолжена.

- Много ли хлопот доставляет ВЛ41 в работе? Часто бывает в ремонте?

- Работы проводятся регулярно, и обслуживании, и текущий ремонт. Локомотивные бригады справляются хорошо со своей работой. Но если чего- то нет, то токарь и сварщик всегда помогут помогут. Как говорится, кабы не клин, да не мох, так бы плотник издох :)

- Что на Ваш взгляд самое важное в работе машиниста?

- Как и в любой работе нужно внимательно относиться к работе, для этого на железной дороге существует регламент переговоров, который дублируется работниками для убедительности, что все участники движения поняли друг друга.

Канал "Железнодорожный моделизм" выражает благодарность Евгению Равильевичу Заганьшину за интересную беседу и предоставленные фотоматериалы. Фотографии сделаны 01.01.2024 Зиганьшиным Е.Р. специально для данной публикации.

Понравился материал? Читайте другие материалы по теме истории электровоза ВЛ41 и по теме модели ВЛ41 в масштабе 1:87 от издательства MODIMIO на нашем канале, ставьте лайки, делитесь ссылками и подписывайтесь - мы публикуем для вас все самое эксклюзивное в мире отечественного ЖД моделизма!

Сегодняшний рассказ посвящен двум героям, связанных одним общим делом.-13