Чем хороши новогодние праздники, помимо посиделок с родными, помимо салатов, салютов, помимо многообещающих водянистых речей, которые в полночь крутят по всем каналам? Естественно - новогодними поездами! Правда, это не для всех, а только для железнодорожников и для любителей поездов. А раз я являюсь и железнодорожником и любителем поездов одновременно, то грех не поехать на железнодорожную линию Иваново - Ковров, где в один день можно поймать сразу два паровоза, как будто бы вернулись 60-е годы!
И как же здорово, что я не один такой, с прибабахом, готов ехать невесть куда ради каких-то там поездов. 30 декабря 2023 года нас таких набрался полный автомобиль, а на месте обнаружилось ещё столько же любителей пофоткать "паровозики"... Но обо всём по порядку, только сначала подпишитесь на телеграм-канал "Всё, что движется". Дзен ведь теперь не показывает меня в ленте и в рекомендациях, а в телеге вы увидите все мои публикации. И публикации нескольких других транспортных авторов.
Итак, выезд из Москвы в 5 утра, бодрая дорога за беседой на темы, о которых накануне президентских выборов главный кандидат старается помалкивать, заезд в "Глобус" на завтрак... И вот, примерно в 10 утра мы стоим в готовности у переезда на перегоне Ворожино - Шуя, а вокруг нас - чарующий зимний лес, заваленный снегом. Прекрасная всё-таки зима 2023/2024, и только московские коммунальные службы она, судя по всему, совсем не радует.
И мы, конечно же, приехали в такую глушь не ради этого "Орлана", который незадолго до нашего "целевого объекта" проследовал в направлении Иваново... Кстати, в Иваново недавно значительно улучшили пригородное движение, запустив, в том числе, поезд там, где он никогда не ходил - просто невероятное для российских реалий событие! Ссылку на свой обзор ивановского пригорода я оставлю в конце статьи.
А вот и наш первый "объект"! Туристический поезд "Рождественский экспресс" сообщением Иваново - Шуя. Дважды в день он привозил группу туристов, как вы уже поняли, из Иваново в Шую, а там их ждала экскурсионная программа. Поезд представляет собой украшенный огоньками паровоз, четыре синих вагона "Рускеальского экспресса" и красненький РИЦ финского производства, к которому мы вернёмся чуть позже. В тот день Рождественский экспресс ехал под тягой паровоза ЛВ-0165 1956 года постройки - одного из последних построенных советских паровозов.
Поймав "Орлан" и паровоз, можно, конечно, постоять на этом переезде ещё минут 30-60-120 и далее по возрастанию, рассчитывая сфотографировать ещё и товарняк, но времени сейчас на это нет! Ведь чуть более чем через час нам нужно оказаться на станции Новки, где эта самая железнодорожная линия примыкает к ходу Москва - Нижний Новгород. И вновь интересная беседа по заснеженной узкой дороге мимо заброшенного храма в селе Воскресенское, мимо лысых кустов и мимо заснеженных пролесков, которые так радуют глаз, уставший от городских пейзажей... Верно говорят - у природы нет плохой погоды, и как же красива всё-таки зима!
Двухсотметровый остаток пути до соединительной ветви Новки - Ковров, по которой скоро поедет самое интересное, мы решили пройти пешком. Ну мало ли, какая там дальше дорога? А вдруг засядем? А вдруг нет разворота? Да и пешая прогулка здоровью явно не повредит. Так что вчетвером мы топаем вдоль покосившегося деревянного забора. Лёгкий морозец, хрустящий снежок и предвкушение красивых фотографий движут нас вперёд.
Первое, что мы засняли на ветви - пассажирский поезд Санкт Петербург - Самара под тягой тепловоза ТЭП70-0373. Хоть и в корпоративной окраске, но выглядит приятно, ведь бывают тепловозы, на которые без слёз вообще невозможно смотреть. И вот тут-то мы встретили ещё трёх единомышленников, которые приехали сюда из Иванова на пригородном поезде. В тесноте, да не в обиде! А фотографию как-нибудь поделим - ведь загрузить её в железнодорожную галерею может только кто-то один. Но я свои фотки всегда могу опубликовать в блоге, где они принесут больше пользы, так что разборки за место на railgallery меня обходят стороной.
Вот и он - поезд Деда Мороза! Ну и скажите мне, часто ли за один день можно встретить два живых паровоза, ещё и разных моделей? Наш клиент был ведом паровозом П36-0110, построенным в 1947 году - машина помнит ещё живого Сталина... По съезду с малым радиусом кривой, да ещё и на подъезде к станции, где предусмотрена смена локомотива, длиннющий 22-вагонный состав ехал мимо нас несколько минут, ссылку на видео, как это выглядело, я оставлю традиционно в конце статьи.
Но и это ещё не всё! Ведь поезду Деда Мороза ещё нужно ехать аж в Карелию, а паровозы нынче для таких дальних путешествий не приспособлены, так как почти везде утрачена инфраструктура для заправки их углём и водой. Так что на станции Новки красавец П36 был отцеплен от состава, а его место занял 3М62У-0058, который ехал следом, и который ещё по осени был перекрашен в синий цвет. И вы, конечно, можете бесконечно восхищаться красотой паровоза, но поверьте мне - сейчас на РЖД любой не красно-серый локомотив - явление более редкое, чем живой паровоз. Кстати, посмотрите мой обзор поезда Деда Мороза. Ссылочка в конце.
Сфотографировав "Машку" и приготовившись идти обратно к автомобилю, мы увидели вдалеке группу из ещё четверых фотографов... Конкуренция растёт, однако! Фотография на память с подписчиками - и можно продолжать путешествие.
Но раз уж пошла такая пьянка, да и время вроде как не поджимает, то на этот раз мы всё-таки задержимся на перегоне и дождёмся-таки грузовой поезд. Ждать долго не пришлось - уже спустя час был сфотографирован 2ТЭ116УД, который тянул за собой, помимо грузовых вагонов, ещё и электровоз ВЛ80С, перегоняемый ни то в ремонт ни то из ремонта в "холодном состоянии".
И фотографировали мы его тоже всей толпой. Уникальный контент? Нет, не слышали. Но это обычное дело и ничего страшного в этом нет.
Возвращаясь к автомобилю, мы обнаружили рядом с соседним переездом древний, как паровоз П36, дощатый вагон-теплушку, на котором удалось разглядеть год - 1975. Но что это за год - год постройки, или срок следующего ремонта, мне разобрать не удалось. Слева внизу есть надпись: построен Алтайским вагонным заводом, но год выпуска закрашен. Если у вас есть догадки, сколько лет этому вагону - пишите их в комментариях.
А следующая остановка - Шуя. Историческое здание вокзала здесь не только сохранилось до наших дней, но и подверглось ремонту, в ходе которого получило облик, близкий к историческому, а кроме облика - ещё и красивые новогодние огоньки.
В зале ожидания нас встречает огромная срезанная ель, украшенная советскими, или стилизованными под советские шариками и другими фигурками, а также гирляндой из открыток, напоминающих опять-таки советские. Добавляют антуража и дощатые скамейки на изящных литых ножках. Потолочная лепнина - на месте, красивые люстры - на месте, оригинальное напольное покрытие (а не туалетная плитка, которую обычно ЛОЖИТ наше любимое РЖД) - тоже присутствует. В общем, прекрасно отреставрированный вокзал. Я надеюсь, что РЖД когда-нибудь дойдёт до того, чтобы с сохранением истории реставрировать все вокзалы, включая и позднесоветские.
А приехали мы в Шую, как и все эти люди на платформе, чтобы посмотреть и вновь сфотографировать Рождественский экспресс под тягой паровоза. Обстановка - праздничная: огоньки, радостные люди, дети бьют в станционный колокол...
На станцию, тем временем, вкатился неприметный для почти всех этих людей тепловоз с небольшим сборным поездом: крытый вагон и несколько контейнерных платформ. Эти люди не отличат его от современного ТЭМ18, а я осознаю, что этот ЧМЭ3-3483 построен почти 40 лет назад - в 1981 году, и вообще, эта серия тепловозов является уходящей эпохой. Это сейчас их ещё довольно много, но поверьте - в один прекрасный день вы осознаете, что не встречали "Чмэзиков" вот уже несколько лет. А же где они? Ведь была целая толпа! - удивлённо спросите вы...
Праздничный старинный вокзал выглядит чарующе. Скоро сюда торжественно приедет паровоз с очередной порцией туристов... Люди, жалеющие посмотреть на всю эту красоту, уже столпились на пешеходном мосту (фото 2 в карусели), и я - вместе с ними, ведь этот вокзал и этот паровоз прекрасно дополнят друг друга на моей будущей фотографии.
Но вот же незадача! Вместо паровоза Рождественский экспресс притащил почему-то максимально неинтересный локомотив: ТЭП70БС в корпоративных цветах РЖД (а мог быть в красной заводской окраске), да ещё и с какими-то непонятными символами на морде. Я так расстроился, что даже не стал это фотографировать, так что на сий раз попрошу вас довольствоваться скриншотом из видео, ссылка на которое, я напоминаю, будет в конце.
А вот и обещанный финский вагон европейского габарита РИЦ, купленный в 2021 году у железной дороги Финляндии. Вагон построен в 1970-е годы и изначально был купейным, но со временем превратился в вагон-ресторан.
Но рассказ на этом не заканчивается, ведь там ещё едет поезд Деда Мороза, уже с тепловозом 3М62У! И очень скоро он будет тут, в Шуе! Но уже темно, и как его фотографировать - не понятно, поэтому трое моих друзей сразу отправились пить кофе, а я решил попытаться. Учитывая, что сейчас есть программа, способная задавить на фотографии почти любые шумы, я решил поэкспериментировать и таки снять нашего героя прямо с рук, для чего сперва дошёл до горловины станции, где светил прожектор. Потренировавшись на "Орлане", я понял, что пейзаж с бетонным забором мне не по душе, и решил снимать у перрона.
И об этом решении я ничуть не пожалел! Тут и общая освещённость побольше, и виден красивый вокзал, и изящные фонари выстроились в ровную линию, скрывающуюся где-то в глубине кадра. Поезд Деда Мороза пронёсся мимо станции Шуя, не сбавляя скорость, но всё-таки мне удалось настроить камеру так, что фотография почти не смазалась. А жуткие шумы были в тот же день раздавлены программой DxO за пару минут. В серии получилось три фотографии. Я не смог выбрать лучшую и решил предоставить их все на ваш суд. Решайте в комментариях!
Но и это ещё не конец, ведь у поезда Деда Мороза предусмотрена техническая стоянка на станции Иваново. Вот там-то мы его обфоткаем до дыр и со всех сторон, но сначала нужно выпить кофе неподалёку от вокзала. По пути я сфотографировал вот такой красивый старый кирпичный дом, каких в Шуе - вагон и маленькая тележка. Ребята уже закончили трапезничать и отправились в соседний магазин за шуйской настойкой, так что кофе я пил в гордом одиночестве. Ну и ладно! Зато есть крутая фотография.
На станции Иваново никто, кроме заинтересованных людей, о прибытии поезда Деда Мороза не подозревал, так что перрон опустел сразу же, как только отправился "Орлан" куда-то в сторону Фурманова. Сделанная с рук фотография после прогона через шумодав стала выглядеть так, будто снята не на жалкий EOS 7D, а на какую-нибудь беззеркалку последнего поколения...
И вот, наконец, поезд Деда Мороза остановился в грузовом парке. Часть фотографий я опять делал с рук, парочку - с чужого штатива... В общем, опять не получилось выбрать самую удачную, так что выбирайте, пожалуйста, в комментариях сами - какая вам нравится больше. Я их пронумерую.
И естественно, толпа фотографов, составивших мне компанию, наделала кучу аналогичных фотографий.
Напоследок - делаю фотографию прибывающего "Орлана" практически в кромешной темноте. Ничего страшного! Задавлю шумы, а после этого можно её осветлять, сколько душе угодно. Как вам этот шедевр?
Перед отъездом в Москву - памятная фотография с местными подписчиками, ведь новые знакомства - это здорово.
За крутые праздничные поезда - как за Рождественский экспресс, так и за поезд Деда Мороза, РЖД получает от меня 10 синих "Машек" из 10! Да! РЖД действительно есть за что похвалить, ведь они делают семимильные шаги в светлое разноцветное железнодорожное будущее, где фотографировать поезда вновь станет так увлекательно, как было в 2010-е годы. Да и за реставрацию вокзалов в Иванове и в Шуе тоже можно отправить им здоровенный лайк.
С вами был блог ЖД Фотографа. Дзен почти перестал показывать меня в ленте и в рекомендациях, отобрав широкую аудиторию, и теперь контент почти не приносит мне дохода. Поэтому, во-первых, приходите ко мне через вкладку "подписки", а во-вторых, я буду безмерно вам благодарен, если вы оформите спонсорскую поддержку. Мне - монета, а вам взамен - эксклюзивный контент: видео, снятые ещё до запуска моего блога, длинные версии обзоров городов, закулисные видео, а ещё спонсорский ламповый чат, где я даже успеваю отвечать на все сообщения.
>> оформить спонсорскую поддержку
До скорого!
Смотрите также:
>> Все поезда, снятые в этой поездке, в одном видео.
>> Поездка в Ярославль за поездом Деда Мороза. Обзор поезда.