Найти тему
Блог ЖД фотографа

Теперь МЦД есть не только в Москве. Обзор современных поездов, запущенных на ветке Иваново - Ярославль.

Мы с вами давно привыкли к тому, что из разных уголков нашей такой огромной и такой богатой Россиюшки приходят вести об отменах или сокращениях пригородных поездов. Захочешь, к примеру, из Сонково доехать до Весьегонска, смотришь расписание, а там - поезд два раза в неделю. Или понадобится из посёлка Пролетарский, где есть железнодорожный узел и четыре направления, уехать в Белгород, откроешь расписания, а там...

Я знаю, что станция там называется Готня. Если ввести её в поиск, результат останется таким же.
Я знаю, что станция там называется Готня. Если ввести её в поиск, результат останется таким же.

Хотя раньше - и в Белгород, и в Льгов, и в Сумы, и в Харьков - по всем направлениям из Пролетарского ходили поезда. Смотришь на эту деградацию - и за державу становится обидно. А самое страшное, что я привёл лишь два примера из великого множетсва! К примеру, между тем же Сонково и Рыбинском, разделёнными жалкой соточкой километров, уже более 10 лет не ходит прямой пригородный поезд. И пока мы с вами не интересуемся политикой и игнорируем выборы (а ведь без политики невозможно запустить новые маршруты) - нам с вами только и остаётся, что причитать в соцсетях, да ругать современное устройство России в комментариях.

Пригородный поезд Готня - Хотмыжск. До 2014 года ходил аж до Харькова, а в 2018 - полностью отменён. Наверное, жители сёл по этой линии, оставшиеся без железнодорожного сообщения, теперь очень гордятся лозунгом "своих не бросаем". Кстати, по ту сторону границы по этой ветке курсируют пять пар электричек Харьков - Золочев.
Пригородный поезд Готня - Хотмыжск. До 2014 года ходил аж до Харькова, а в 2018 - полностью отменён. Наверное, жители сёл по этой линии, оставшиеся без железнодорожного сообщения, теперь очень гордятся лозунгом "своих не бросаем". Кстати, по ту сторону границы по этой ветке курсируют пять пар электричек Харьков - Золочев.

Однако ж не всё так плохо! Наконец хоть где-то, кроме Москвы и Петербурга, железная дорога будто очнулась, и пригородные поезда стали ходить с такой регулярностью, что иные столичные направления могут позавидовать.

Речь идёт о городе Иваново, и в частности, о железнодорожной линии Иваново - Ярославль, где ещё совсем недавно ходили лишь две пары пригородного поезда - утром и вечером. И всё. Давайте же посмотрим, что из себя эта ветка представляет сейчас, в конце 2023 года, но сперва я хочу рассказать вам о телеграм-канале "Всё, что движется", где несколько авторов Дзена на транспортную тематику, включая меня, размещают анонсы своих публикаций.

Итак, утром 28 октября 2023 года мы с Анатолием, которого зрители моих видео знают как Автобус Мастера, вышли из московского поезда на станции Ермолино, что неподалёку от Иваново. Вокзальчик здесь выглядит приятно, хотя его архитектурный облик и подпорчен немного сайдинговой обшивкой. Хорошо, что не корпоративные цвета РЖД!

Вокзал станции Ермолино
Вокзал станции Ермолино

В нескольких метрах установлен уличный туалет типа "сортир", который наверняка на какой-нибудь карте, завалявшейся у главного инженера дистанции гражданских сооружений, обозначен буквами "мэ" и "жо". Наверное, летом в этой будке живут огромные пауки, ведь такие места всегда изобилуют вкусняшками для восьмилапых.

-4

А нам теперь нужно проехать одну остановку в пригородном поезде, чтобы попасть в красивое место съёмки - на холмы около станции Домовицы. До пригорода ещё полтора часа, так что мы с удовольствием позавтракали консервами, разогретыми на горелке из армейского сухпайка, и отправились греться в вокзальчик. Хоть здание и построено ещё в советское время, от изначального интерьера здесь не осталось и следа: потолок и светильники Армстронг, серо-серая плитка и пластиковые окна на пару железными дверями... Наверное, так лучше для кого-то, но душевности в таком помещении не осталось практически никакой.

-5

Лишь две детали в этом бездушном помещении показались мне милыми: советские чугунные радиаторы отопления, а также цветы в горшочках, расставленные на подоконниках. Здорово всё-таки, что есть человек, который создал и поддерживает в зале ожидания хотя бы такой уровень уюта.

-6

А за окном - русская зимушка: серые деревья, огрызок забора, не несущий полезной функции, сарайчик из профлиста и конечно же, чудесные сельские дома, заваленные снегом... Как же я соскучился по этой простой картине, сидя в своей вечно куда-то спешащей Москве!

-7

Чем ещё может похвастаться станция Ермолино? Пожалуй, что этой потрясающей кирпичной водокачкой. Год постройки и архитектурный стиль мне неизвестны, но выглядит она достаточно опрятно и красиво, и у неё даже есть какие-то украшательства... Может быть, это модерн? Если знаете - напишите в комментариях.

-8

А ещё на станции Ермолино есть база запаса, на которой хранятся такие раритеты как ЧС4, ТЭП10, ТЭП60 и ТЭ3! О ней я рассказывал в одной из предыдущих публикаций, ссылку оставлю в конце. А здесь оставлю оглавление моего канала: ознакомьтесь, пожалуйста, тут много интересного и красивого:

Примерно в 8 часов утра на станции появился пригородный поезд сообщением Кинешма - Иваново, а одновременно с ним, с другой стороны, на станцию вкатился наш пригород сообщением Ковров - Нерехта. И, если раньше пригородные поезда города невест представляли собой "тапкопоезда", то есть, тепловозы ТЭП70 с вагонами, то теперь там курсируют современные поезда РА3 по кличке "Орлан". Мы сели в вагон, оплатили проезд разъездному кассиру, и менее чем через 10 минут приехали на станцию Домовицы, которая встретила нас небольшим деревянным вокзальчиком, покрашенным в голубой цвет. И всё бы ничего, только вот придумать станционную табличку, более эстетичную, чем серый прямоугольник, в РЖД, как всегда, не смогли. Но вы всё равно держите это фото подальше от руководителей РЖД! У них ведь наверняка где-то лежит неликвидный запас серого сайдинга, который срочно нужно куда-то пристроить...

Просто и со вкусом.
Просто и со вкусом.

Выйдя из пригорода, мы немного постояли на перроне, чтобы посмотреть на скрещение поездов: навстречу нашему "Орлану" летел без остановки другой "Орлан" ускоренным рейсом Волгореченск - Иваново. А удивителен этот рейс тем, что запущен буквально "вчера" - в сентябре 2023 года! Для России запуск пригородного поезда не в Москве, к сожалению, является удивительным явлением. Через 15 минут мы были уже в паре километров от станции на холме, где очень скоро поймали первый в тот день грузовой, который ехал с тепловозом 2ТЭ116УД в голове.

-10

Да и пригородные поезда продолжали литься, словно из рога изобилия! Спустя всего лишь 20 минут был пойман двухвагонный РА3 сообщением Тейково - Фурманов. Лично мне эти поезда по нраву: у них приятная внешность, уютный салон, а ещё им к лицу корпоративная окраска российских железных дорог. Правда, возникает вопрос к тем, кто их заказывал и проектировал, ведь эти поезда изначально планировалось эксплуатировать на линиях с низкими платформами, при этом поезда сделаны с высоким уровнем пола... Гении!

-11

Строились Орланы с 2019 года. Их закупили Российские железные дороги, Центральная ППК, а также Южная ППК из Крыма. Правда, музыка играла недолго, ведь в 2022 году началась война, и Германия перестала поставлять в Россию силовые установки. Последний (я надеюсь, крайний) Орлан с номером 091 был построен в декабре 2022 года с использованием складских запасов, а потом - всё! Пара-бара-пам.

Ра3 в окраске Центральной ППК
Ра3 в окраске Центральной ППК

А у нас следом за Орланом ползёт длинный наливной поезд с ещё одним 2ТЭ116УД. Между прочим, 2ТЭ116УД - тепловозы украинского производства: они строились на Луганском заводе с 2012 по 2015-й, построено их 63 штуки, и все они, за исключением шести машин, приписаны к депо Иваново. Правда, я не назвал бы их каким-то местным эксклюзивом, ведь внешне они не отличаются от 2ТЭ116У, которые встречаются по всей России. Единственное значимое отличие тепловозов в том, что 116УД имеют зарубежный дизель, бубнёж которого слышен за несколько километров, как был когда-то слышен бубнёж 10Д100 на тепловозах серии 2ТЭ10.

-13

Что касается пассажирских дальних поездов, то круглогодично по участку Ярославль - Иваново курсируют два поезда. Первый из них - Санкт-Петербург - Иваново, как раз появился из-за деревьев: ничем не примечательные серые РЖД-шные вагоны, перегоняемый ТЭП70-0096, а тянет всё это "безобразие" неплохо вымытый тепловоз ТЭП70БС-306 приписки депо Иваново.

ТЭП70БС-306, перегон Фурманов - Домовицы
ТЭП70БС-306, перегон Фурманов - Домовицы

Ещё один поезд, курсирующий на постоянной основе - Санкт-Петербург - Самара, его в этот раз тянул тепловоз ТЭП70-0356, приписанный к Октябрьской железной дороге. И если на современном ТЭП70БС корпоративный окрас РЖД смотрится ещё туда-сюда, то на более старом ТЭП70 эти два огромных оранжевых квадрата, этот тёмно-серый низ и светло-серая полоса на боку, выглядят, на мой личный взгляд, который может не совпадать с вашим, совершенно отвратительно.

-15

Вот, посмотрите, как должен выглядеть нормальный ТЭП70: бордовый, розовый, жёлтый, красный, но самое главное здесь - это даже не столько палитра цветов, сколько их расположение на кузове локомотива, проще говоря - цветовая схема. Я уверен, что и в красно-серых цветах ТЭП70 смотрелся бы красиво, если бы РЖД додумались цветовую схему оставить без изменений. Но нет! Два уродских квадрата на половину морды - вот что мы, по-видимому, заслужили. Кстати, ссылку на статью с кучей фотографий 2010 года с красивыми ивановскими тепловозами я оставлю в конце.

ТЭП70 из депо Иваново, 2010 год
ТЭП70 из депо Иваново, 2010 год

Поскольку в наших планах было ещё знакомство с городом и с троллейбусами, а также с ивановским конструктивизмом, мы вернулись на станцию Домовицы, чтобы снова сесть в Орлан и приехать на недавно отреставрированный ивановский вокзал. РА3-054 прибыл точно по расписанию, а ему навстречу, тоже точно по расписанию, пронёсся поезд до Волгореченска, представленный ещё одним Орланом РА3-053.

Скрещение
Скрещение

По дороге я обратил внимание на вокзальчик станции Строкино. Что они с ним сделали? Он и раньше не был шедевром архитектуры, хотя всё же имел в себе какой-то стиль, а сейчас и вовсе превратился в большую серую безликую громадину... Но это лишь моё мнение, а главное - чтобы в этом здании было комфортно находиться станционным работникам и ожидающим пассажирам. И всё же: что мешало провести ремонт, оставив архитектурный облик вокзальчика без изменений?

Фото вокзала до реконструкции. Явно не шедевр. Фото после реконструкции - чуть ниже.
Фото вокзала до реконструкции. Явно не шедевр. Фото после реконструкции - чуть ниже.

Но и к комфорту для работников и для пассажиров у меня всё-таки возникает вопрос. Раз уж вы решили отгрохать такой ремонт, то что мешало вам, гениям из бюро "РЖД-Архитектура", сделать в ремонтируемом здании туалет? Слабо, что ли? Или вам нравится, когда дежурный по станции вынужден по холоду бегать в соседнее здание, будто находится на дачном участке, а не на рабочем месте в одной из крупнейших российских компаний?

-19

В полдень мы оказались в Иваново, город встретил нас прекрасно отремонтированным в 2020 году железнодорожным вокзалом - конструктивистским зданием 1933 года постройки. Его огромный зал ожидания, рассчитанный на 2500 пассажиров, впоследствии был разделён на две части, сейчас в "Голубом" зале - зал ожидания, в центре которого установлен ткацкий станок, а в "Красном" зале - выставочная площадка. Кстати, подпишитесь на мой канал, ведь у меня скоро выйдет видео об этой поездке, где я покажу и поезда, и вокзал, и троллейбусы, и расскажу обо всём этом подробнее!

Ткацкий станок в зале ожидания
Ткацкий станок в зале ожидания

Оставшуюся часть дня мы посвятили знакомству с архитектурой и с троллейбусами. Сейчас более половины их них - это ЗИУ-682 различных модификаций; самый старый из них - 1985 года, а самый новый - 2014-го; также есть 39 новых "Адмиралов" 2020-2021 годов постройки, а ещё пяток машин Тролза Оптима и пяток машин ЛИАЗ-5280. Все троллейбусы, даже самые старые, ездят быстро и часто, что делает их полезным и востребованным видом транспорта, подробнее расскажу в другом обзоре.

Едем в ЗИУ-682 1993 года выпуска
Едем в ЗИУ-682 1993 года выпуска

Но мы ведь тут обсуждали пригородные поезда в Ивановской области, верно? И знаете, я нахожусь в полнейшем восторге от того, сколько теперь на той же ветке Иваново - Ярославль ходит пригородных поездов. Пускай больше нет прямых рейсов до Ярославля, хотя ими наверняка кто-то пользовался, но во-первых, до Ярославля всё ещё можно доехать, сделав в Нерехте пересадку, а во-вторых... Просто посмотрите, сколько теперь пар поездов курсирует на участке! И если раньше условный Фурманов был депрессивным городишком, из которого до областного центра можно было доехать в лучшем случае на комфортабельном автобусе марки ПАЗ, то теперь к вашим услугам - современный высокопольный поезд, прибывающий к низкой платформе несколько раз в день. Не говоря уже о запуске пригородного сообщения в Волгореченск. Давно пора!

В чём же тут сходство с Московскими Диаметрами? Современный подвижной состав - есть. Сокращены интервалы между поездами - в наличии. И самое интересное - многие поезда теперь станцию Иваново проезжают "напроход", как поезда в Москве проезжают "напроход" московские вокзалы.

Моя оценка пригородным поездам в Иваново - 9 МЦДшных Иволг из 10. Очевидно, что теперь, когда поезда ходят, по местным меркам, как в метро, уровень жизни в небольших городках и сёлах Ивановской области повысится, но подвижной состав здесь должен быть всё-таки низкопольным.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Не забудьте, пожалуйста, поставить лайк, если публикация вам понравилась, а в комментариях я готов обсудить с вами перспективы развития в России низкопольных поездов.

А ещё можете поддержать мой канал монетой, купив кружку с фотографией - есть трамваи, поезда, метро, троллейбусы. Оформить доставку можно тут.

До скорого!

База запаса локомотивов в Ермолино:

Разноцветные локомотивы в Иваново, 2010: