Послевоенное перезахоронение останков воинов в общие братские могилы всегда на протяжении всего времени с момента окончания войны вызывало разные вопросы. На многие вопросы до сих пор так и не найдено ответов. Например как ответить на такой вопрос; Зачем перезахоранивать из деревни братскую могилу из 160 воинов в деревню за 8 км в которой было похоронено всего трое воинов?
Тема очень глубокая и требует тщательного исследования с каждого захоронения. Сегодня хочется привести еще примеры, которые когда-нибудь помогут найти ответы на интересующие вопросы.
В данной статье попробуем привести еще несколько примеров послевоенных перезахоронений останков погибших воинов в братские могилы. В основном уже все привыкли, что документы, связанные с перезахоронением 1953-1974 годов есть только на сайте Память народа. Что-то из документов есть в военкоматах, но эти документы пока в оцифрованном виде не представлены. На примере нескольких документов попробуем показать еще места архивов, где можно попытаться найти данные на погибших воинов, которые были перезахоронены в братские могилы.
Вот первый пример. Ответ на запрос о судьбе солдата Можайского объединенного городского военного комиссариата Московской области от 18 апреля 1973 года.
Тот факт, что воин числится в захоронении уже хорошо, но более интересным является последний абзац документа.
Возможно данные населенные пункты имелись в донесении.
Здесь в документе важно упоминание Исполкома городского Совета депутатов. Все решения Исполкома городского Советов депутатов документы строгой отчетности и подлежат сдаче в городские архивы. Получается, что появился еще один путь исследований и работы по исправлению ошибок в учете воинов в братских захоронениях. Это областные и районные архивы, где могут быть хоть какие-то документы связанные с послевоенным перезахоронением воинов.
Кроме этого возникает вопрос к дню сегодняшнему, а точнее к ежегодному захоронению останков воинов поднятых поисковиками. Почему поднятые останки воинов не проходят по законодательным документам, а просто администрации и поисковики хоронят на Полях памяти? Может поэтому и нет дополнений к паспортам данных братских могил с указанием данных о перезахороненных воинов.
Следующим примером служит документ тоже от 1973 года -Донесение Тоснинского объединенного городского военного комиссариата Ленинградской области.
Есть ответ по Турову Ивану Артемовичу, что он воевал в 884 стрелковом полку 196 стрелковой дивизии и погиб 18.08.1943 года и был захоронен первично Ленинградская обл., Мгинский р-н, Синявинский с/с, р.п. Синявино, в районе, выс. 43,3.
Нашлось и донесение о гибели сержанта Турова Ивана Артемовича.
Есть в архиве донесение о том, что воин внесен в списки братской могилы п.Синявино -1.
Можно было бы на этом поставить точку, судьбы солдат выяснены, воины увековечены, память о них сохранена, если бы не одно НО. В донесении вместе с сержантом Туровым проходят еще воины 884 стрелкового полка имевшие первичным местом захоронения Ленинградская обл., Мгинский р-н, Синявинский с/с, р.п. Синявино, в районе, выс. 43,3.
Попробуем разобраться, что же происходило на Ленинградском фронте 18 августа 1943 года на отметке 43,3 у п. Синявино.
В донесении дивизии от 01 сентября 1943 года приводятся данные по потерям 2 двух полков – 863 и 884 стрелковых полков за 18-25 сентября и общее число потерь 219 воинов.
По 863 стрелковому полку 196 стрелковой дивизии в донесении в одной братской могиле похоронено 79 воин.
По 884 стрелковому полку 196 стрелковой дивизии в донесении в одной братской могиле похоронено 140 воинов.
Чтобы понять, что происходило в данном месте, попробуем отыскать архивные документы характеризующие бои в данном месте в этот период времени.
Для начала о 196 стрелковой дивизии. Удалось найти документ характеризующий численность 196 стрелковой дивизии на 15.08.1943 года. Приведем из него фрагмент по численности полков.
Дивизия состояла из трех стрелковых полков 863,884 и 893, а полный штат № 04/551 данных полков предусматривал наличие 2443 солдат и офицеров. На 15.08.1943 года численность полков составляет 863 сп – 1793 воина, 884 сп – 1747 воинов, 897 сп – 1798 воинов. Следовательно, укомплектованность полков была от 71 до 73 % ( отдельные подразделения дивизии пока не учитываем).
В Журнале боевых действий 884 стрелкового полка 196 стрелковой дивизии события за 18 января 1943 года описаны следующим образом:
В Журнале боевых действий 884 сп отмечается о больших потерях в батальонах полка. Попробуем найти место, где происходил бой на архивной карте.
После долгих поисков удалось найти и место где находилась эта высота 43,3 на которой были похоронены воины.
В данном месте находится один большой мемориал Кировский район г. Кировск, 8 км к востоку, мк "Синявинские Высоты" в котором числится по паспорту 2014 года 16559 известных воинов. Сколько же захоронено всего данных не указано.
Рядом в поселке Синявино -1 есть еще одно воинское захоронение, обозначенное в паспорте 2011 года как Кировский р-н, п. Синявино-1ул. Песочная, Синявинские Высоты в котором числилось 10.10.2010 года 26696 воинов.
Видно, что это два разных захоронения, и воины, погибшие здесь, числятся в списках обоих захоронений. Пример приведем по одному воину.
В донесении 883 сп 196 стрелковой дивизии числится захороненным в братской могиле Ленинградская обл., Мгинский р-н, Синявинский с/с, р.п. Синявино, в районе, выс. 43,3, братская могила мл.сержант Орехов Петр Иванович погибший 18 августа 1943 года. А в списках обоих захоронений проходит Петр Иванович 1900 года рождения. Вот здесь как раз и есть пример невнимательности при внесении в список захоронения. Просто погибли два воина с полным совпадением данных и даты гибели , отличается только год рождения и воинское звание. Приведем на них данные.
Вот и получается, что одного воина увековечили в двух захоронениях, а другого воина забыли.
Иногда проводимая работа наносит вред, только потому, что нет системного подхода, а есть желание отчитаться.
Вот такие два примера увековечивания.
Еще хочется более подробно остановиться на событиях последнего приведенного примера увековечивания, чтобы более наглядно показать, что необходимо сделать для исключения ошибок.
Для статистики и оценки событий можно привести потери Ленинградского фронта за 18-25 августа 1943 года и данные по донесениям о потерях 196 стрелковой дивизии за данный период.
Согласно записям в Журнале боевых действий Ленинградского фронта потери с 18 по 25 августа указаны следующие (ЦАМО, Фонд: 217, Опись: 1221, Дело: 3175, Лист начала документа в деле: 1):
Потери по 196 стрелковой дивизии (входила в состав 67 Армии) с 18 по 25 августа 1943 года привяжем к донесениям дивизии.
Общие потери 196 сд могли составить еще дополнительно от 2000 до 3000 человек ранеными. Количество раненых вполне подтверждает ЖБД ЛенФ , приходится как минимум на одного убитого трое-четверо раненых воинов.
Получается, что за неделю активных боев фронт терял в своем составе дивизию, а дивизия как минимум полк. А теперь все это вместе с тем, сколько было фронтов, и сколько дней длилась Великая Отечественная война? Вот цена Советского народа в борьбе с фашизмом.
Следовательно, чтобы исключить любые ошибки при увековечивании необходимо отработать все именные списки частей принимавших участие в боевых действиях на данной конкретной территории и учесть все документы по каждому воину.
Ленинградская земля обильно полита кровью советского солдата, отстоявшего свободу свое Родины от фашизма. Как бы не было трудно разобраться с судьбой каждого погибшего воина в Великой Отечественной войне эта работа должна быть сделана, хотя бы ради своих потомков. Наверное, для этого скорее всего нужно решение на уровне руководства страны, как сейчас модно говорить какая-нибудь федеральная программа, но сейчас пока до этого руки не дошли.
Помним, Гордимся, Чтим.