13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?». Дайте определение понятию ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
✏️
Доброта — это нравственное качество человека, которое выражается в способности сочувствовать другим, откликаться на чужое горе и не оставаться равнодушным. Быть добрым — значит проявлять неравнодушие и сострадание ко всему живому, помогать слабым. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте А.А. Лиханова добротой наделён герой-рассказчик. Он не может оставаться равнодушным при виде белки, которую обижают старшеклассники. Ему непонятно, как люди, у которых "на плечах была голова, а в груди – сердце", могут быть настолько жестокими с маленьким зверьком. В предложениях 28-30 описано, как рассказчик в одиночку бросается в бой с толпой "головорезов", которые его старше и сильнее. Именно такие самоотверженные поступки, направленные на защиту слабых и борьбу против жестокости, показывают нам, что значит быть добрым.
В произведениях русских писателей можно найти множество примеров проявления доброты. Так, герой рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» всеми силами старается помочь раненому зайцу. Он плачет, когда ветеринар отказывается вылечить обожжённые заячьи лапы, проявляет сострадание и милосердие. В итоге Ване удаётся спасти животное. Его также можно назвать добрым человеком.
Таким образом, добрый человек всегда придёт на помощь тем, кто в ней нуждается. Доброта проявляется в милосердии, неравнодушии, сочувствии ко всему живому. Человек, наделённый этим качеством, готов самоотверженно бороться за справедливость и человечность.
Исходный текст:
(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу... (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.
(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.
(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.
(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.
(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.
– (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете!
(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его, как у хитрой лисы, сощурились.
– (17)А! (18)Генерал! – закривлялся он. – (19)Опять командуешь!
(20)И захохотал:
– Генерал без войска!
(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
– (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.
(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...
(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.
(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
– (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!
(По А.А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
📝 Подпишись, чтобы не пропустить новые сочинения!
🔍 Ищешь сочинение? Напиши в комментариях задание, составим образец)