Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!
Недавно мне на глаза попался пост коллеги (канал называется "Просто Училка"). Автор канала опубликовал интересное сообщение, в котором обращалось внимание на появление современного правила по написанию слов с сочетаниями ЖИ/ШИ, ЧА/ЩА.
Уверен, что если спросить старшее поколение, то они сразу вспомнят простые и незамысловатые варианты:
ЖИ/ШИ пиши с буквой И!
ЧА/ЩА пиши с буквой А!
ЧУ/ЩУ пиши с буквой У!
Для решивших в комментариях поумничать: про исключения не пишу специально!
Однако сегодняшние авторы учебников, похоже, решили пересмотреть старое и сформулировать иначе:
Разумеется, данные формулировки вызвали у многих читателей поста недоумение. Взрослые сразу возмутились: "К чему это всё? А что? В безударном положении уже пишем иначе?" и т. д.
Да, я не учитель русского языка. Однако с детьми работал, и их проблемы знаю. Если кратко, то суть такова: дети воспринимают сказанное не всегда так, как надо нам. Если ученики изучают какой-то метод, правило, то все формулировки необходимо описывать предельно точно! А ещё дети должны получить достаточный практический опыт в применении правила, чтобы уяснить, в каких ситуациях им воспользоваться можно, а в каких нет!
Уверен, что прочитавшие до этого места, уже начнут мне возражать. Действительно, зачем усложнять то, что написано лаконично и простым языком? Однако в этой краткости и скрыта вся проблема.
Пришлось немного погуглить, чтобы прояснить ситуацию по поводу появления таких правил на ЖИ/ШИ. И вот, что удалось узнать.
Например,
А вот, например, статья от издательства "Лицей" (переписывать не буду, по ссылке ниже всё есть):
Итак, стремления методистов лично мне понятны: видимо, существует массовая проблема, когда ребёнок пользуется традиционными правилами, предварительно доверившись звучанию (а звучание ведёт к неверному подбору правила), и это обстоятельство тоже приходится учитывать при формулировке правила. Однако тогда возникает ряд других вопросов:
- Почему старыми вариантами правил так долго все пользовались? Раньше никто не видел эту проблему? Или её всё-таки не было?
- С точки зрения методики обучения логика изложения материала раньше была такая, что она просто не позволяла ученику даже задумываться над абсурдным и неуместным применением правил ЖИ/ШИ, ЧА/ЩА? Если логика была верная, зачем её изменили? (Лично я склоняюсь к версии про то, что нарушена логика в построении языкового материала)
P. S. А как Вы относитесь к новым формулировкам знакомых правил? Почему детям понадобились костыли в виде новых описаний? Пишите свои ответы в комментариях.
Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк. До новых встреч!