Сейчас доля товаров, вышедших на рынок и потерпевших провал, стала гораздо больше, в сравнении с ситуацией 20 лет назад. Почему признание и любовь потребителя стало так сложно получить, и тем более удержать?
В качестве примера возьмем сухой завтрак. Товар один, но категорий много, и те потребности покупателей, которые он «закрывает» тоже:
- Коррекция фигуры, здоровое питание. Для этой группы есть хлопья мультизлаковые, без сахара и добавок, с повышенным содержанием пищевых волокон.
- Яркий вкус. Для таких покупателей на полках стоят хлопья с медом, орехами, шоколадом, различными экзотическими вкусами.
- Для детей. Для них на полке ярко выделяются хлопья разной формы, но обязательно в красочной упаковке с изображением популярных героев.
Обязательный продукт продуктовой корзины – молоко и молочные продукты. Их разнообразие тоже велико: с добавлением фруктов, повышенной долей белка, различной жирности и вовсе обезжиренные продукты.
Вопрос, каким продуктом ещё расширить ассортимент, чтобы он оказался в той самой корзине покупателя?
Вопрос разнообразия и насыщения рынка касается не только продуктов и товаров. Например, радиостанции и телеканалы. Сейчас их великое множество: развлекательные, научные, информационные, детские, криминальные и т. п.
Даже при анализе рекламной активности компаний, очевидны перемены. Сейчас фирма проводит большое количество акции, мероприятий по увеличению спроса, как прямых, так и косвенных, и лишь часть из них приводит к росту продаж или узнаваемости бренда на 3-5%. Раньше такой результат фирма достигала с 1 акции и при гораздо меньших финансовых и временных затратах.
Почему?
Сейчас рынок потребления и маркетинга отличается от 60-х и 70-х голов. Он перенасыщен, а цена и ценность покупателя значительно выросли. Такие столпы маркетинга, как позиционирование, выбор целевой аудитории, сегментирование начинают снижать результативность в роли механизмов создания конкурентного преимущества.
Сегментирование включает разделение рынка для увеличения продаж и размера рынка. Однако чрезмерное использование этой стратегии может привести к насыщению, что затруднит продвижение новых товаров, а для развития компании необходимо постоянно выводить на рынок новые товары.
Некоторые компании отошли от вертикального маркетинга и постоянного «дробления» и стали применять более творческий подход, например:
- Как компания пришла к решению выпустить не очередной сухой завтрак, со вкусом манго и изображением нового героя на упаковке, а выпустить злаковый батончик, которые удобно положить с собой в школу или на работу?
- Как проходило обсуждение идеи для увеличения прибыли АЗС за счёт открытия магазина на станции с опцией кофейни?
- Что привело к запуску шоколада с игрушкой внутри, а потом к разработке и запуску коллекций этих игрушек?
Более результативные идеи в маркетинге базировались на парадигме, не сводящейся к обычному определению своего рынка, и дальнейшее его дробление на сегменты. Реальные бизнес-победы зародились в латеральном мышлении.
Важно понимать, что это не отхождение от традиционного маркетинга, а новый инструмент, который дополнит вашу стратегию для достижения цели. Применяя такой подход можно выпустить товар, способный создать потребность.
При выборе между вертикальным и латеральным маркетингом многие компании предпочитают более простой вариант вместо более оригинального. Это объясняется тем, что ожидаемая прибыль зависит от вероятности успеха, которая рассчитывается как произведение этой вероятности, предполагаемого объема продаж.
В вертикальном маркетинге вероятность успеха высока, но увеличение объема продаж на зрелом и фрагментированном рынке ограничено, что влечет скромную прибыль.
В латеральном маркетинге вероятность успеха может быть низкой, но в случае удачи достигаемый объем продаж чрезвычайно высок, что может компенсировать риски.
Когда вы ищите маркетолога, то находите затраты и издержки. Он настраивает рекламу, пишет тексты, ведет соцсети – все это для достижения определенных целей. Конечно, важно иметь стратегию и согласованную работу всех инструментов. Но сможете ли вы превзойти конкурентов, делая то же самое, что и они? Сможете ли вы установить более тесные отношения с потребителями, перенасыщая их рекламой? Стандартным маркетингом невозможно обойти конкурентов и завоевать рынок!
Хотите стать лидером? Получите креативные идеи от студии "Дело восприятия". Мы - единственные в России, кто использует авторскую методику латерального маркетинга.
"Дело восприятия" - студия креативных решений, где генерятся идеи для продвижения творческих и бизнес-проектов.
Мы специализируемся на латеральном маркетинге, который помогает выделить ваш бренд из толпы и привлечь внимание аудитории. Наши успешные кейсы говорят сами за себя - мы создаем неповторимые концепции, которые запоминаются.
Хотите узнать больше о том, как мы можем помочь вашему бизнесу? Загляните на сайт vospriyatie.com. А если есть сомнения, то послушайте подкаст "Дело креатива", где мы делимся своим опытом и идеями.
Доверьте свой бренд профессионалам - "Дело восприятия" поможет вам выделиться на рынке и создать неповторимый имидж.
Подписывайтесь на группу ВК: https://vk.com/delovospriyatiya