Найти тему
СберБизнес

История кафе локальной кухни на Крайнем Севере

В Петербурге Анна Марик работала налоговым инспектором и занималась воспитанием двоих детей. Четыре года назад её мужу Роману Половцеву предложили работу в Мурманске — пара решила, что это будет интересным опытом, да ещё и возможностью наладить work-life balance. Так в 2019 году они переехали на Север.

«В Петербурге дорога туда-обратно с работы занимала два часа в день. Это очень много. Поэтому в Мурманск мы приехали в том числе за балансом между работой и личной жизнью, — делится Анна. — Но настроить баланс не получилось: мы открыли кафе и стали работать только больше. Зато я трачу на дорогу до работы 7 минут и получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь».

Идея открыть сувенирную лавку пришла случайно: сестра Анны хотела привезти из города что-то небанальное, а в местных магазинчиках предлагали только однотипные магнитики и кружки.

Кафе вместо сувенирной лавки

Сразу встал вопрос с помещением: супруги долго и безуспешно пытались найти что-то в аренду, а когда поиски не увенчались успехом, стали просматривать объявления о продаже готового бизнеса. Поэтому, когда муж Анны увидел объявление о продаже кафе «Морошка», они решили купить его и открыть там сувенирную лавку. Кафе стоило 1,1 млн рублей, ещё 200 тыс. супруги вложили в кофемашину.

Вместе с кафе супругам досталось и его название «Морошка» в честь северной ягоды, которое недавно Анна зарегистрировала как товарный знак. Сейчас предпринимательницу так и называют в городе — Аня Морошка.

Из минуса в плюс

Анна стала развивать кафе: разработала новое меню, подключила рекламу, договорилась с туристическими группами. Вывести заведение в ноль удалось через 6 месяцев.

Концепция заведения — сувениры плюс локальная кухня и качественный кофе по невысокой цене. У туристов большим спросом пользуются пряная морошка, лесной латте, десерты с морошкой, мороженое с икрой морского ежа. Местные предпочитают что-то простое: сэндвичи, шаурму, домашние обеды. Средний чек — 600 рублей, а плотный обед обойдётся в 300–400 рублей.

Команда проекта активно участвует в фестивалях — это работает на узнаваемость бренда и приносит 1/7 от выручки. Меню на фестивалях не всегда совпадает с ассортиментом в кафе — иногда команда тестирует разные варианты или подстраивается под тематику мероприятия. Например, на Масленицу «Морошка» угощала всех блинами, на пельменном фестивале — мантами и буузами, на фестивале в Териберке — ухой со сливками, пловом с олениной и похлёбкой из лося. Все продукты кафе закупает у местных поставщиков.

Сувенир на память

Анна гордится, что «Морошка» задала тренд на необычные сувениры в городе — благодаря этому появляются другие магазинчики, которые стараются удивить туристов.

Авторские открытки (129 рублей), пряники и магниты ручной работы, игрушки, чайные сборы, картины местных художников, кружки (650 рублей), крафтовый шоколад (529 рублей) — это не полный перечень того, что можно найти в лавке. Часть мастеров Анна нашла самостоятельно: кого-то в интернете, кого-то на местных ярмарках. В городе быстро узнали, что Анна ищет необычные сувениры, и ей стали писать сами производители.

Одни из самых популярных сувениров — чай из местных трав, варенье и соус из морошки, чипсы из ягеля. По мнению Анны, ценник на сувениры соответствует качеству и большому ассортименту. «Не могу сказать, что они у нас самые бюджетные, но мы точно не завышаем стоимость. Мы нашли лучшее и продолжаем искать что-то необычное», — говорит предпринимательница.

Любовь к Северу

Изначально семья планировала вернуться в Петербург после окончания рабочего контракта супруга Анны. Но свой бизнес, красивая природа и work-life balance заставили изменить планы: супруги остались в Мурманске, они часто путешествуют по региону и даже ездят в разные места, чтобы наблюдать за северным сиянием.

«Мы не просто кафе и сувенирная лавка — мы пиарим и продвигаем наш регион на гастрономических фестивалях, рассказываем через наше меню о локальной кухне. Я нашла своё призвание, меня тут узнают — говорят: “О, это же ресторатор Аня Морошка”».
Еда
6,23 млн интересуются