Найти в Дзене

Образование в сфере оценки программ и проектов. Где этому учиться в России?

Оглавление
Иллюстратор Кирилл Панченко
Иллюстратор Кирилл Панченко

«Позитивные изменения» регулярно обращаются к теме оценки социального воздействия. Вместе с нашими экспертами мы изучаем методики, анализируем российские и международные исследования, следим за трендами и тенденциями — повышаем свой профессиональный уровень.

Но можно ли сказать, что оценка — это уже профессия? И если да, то где и как ей учат? Разбираемся в нашей статье.

Оценка — это уже профессия?

Когда мы говорим про профессию, важно понимать, что у нее должен быть целый ряд определенных атрибутов, чтобы считаться именно профессией. И российские эксперты сходятся во мнении, что пока что в России есть только часть из них.

Одним из основных признаков профессионализации деятельности является самоорганизация сообщества. И это как раз то, что в России уже присутствует и активно развивается. Например, в 2014 году была создана Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП), активно работает клуб PROОЦЕНКУ.

Другой менее важный атрибут профессионализации — наличие принципов и стандартов, сформулированных сообществом специалистов. В России, как и в других странах, где работают профессиональные ассоциации, такие принципы были разработаны и уже приняты АСОПП. Однако единой методики оценки, например оценки эффективности социальных программ, пока не существует, подчеркивает Алексей Кузьмин, генеральный директор компании «Процесс Консалтинг».

Вместе с тем, о том, что оценка развивается как профессия, говорит тот факт, что в России появляется запрос со стороны государства на специалистов по оценке. Кроме того, заметен рост интереса вузов к профессиональной подготовке специалистов по оценке. И здесь стоит вспомнить еще один признак профессионализации — система сертификации, то есть официальное подтверждение навыков оценки у специалиста.

В нашей стране, как и во многих странах мира, за исключением Канады и Японии, сертификации специалистов по оценке нет, но программы обучения таких экспертов уже существуют.

Куда пойти учиться?

В России у человека, который хотел был пройти обучение на специалиста в области оценки в социальной сфере, пока не так много вариантов, но все же с каждым годом эта сфера расширяется.

Так, в 2023 году Ассоциация «ИнА-Центр» совместно с Фондом «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» и компанией «Процесс Консалтинг» запустили проект «Формирование экосистемы обучения и просвещения в области оценки в социальной сфере». В проекте предлагается три уровня:

• Профессиональный уровень – длительный курс повышения квалификации по оценке, 144 часа (очно-дистанционный - формат)

• Актуализирующий уровень — краткосрочный курс повышения квалификации, 24 часа (дистанционный формат)

• Поддерживающий уровень — просвещение в области оценки и обмен опытом – встречи сообщества практиков в формате заседаний Клуба PROОЦЕНКУ

«Оценка — это про то, что эффективно, а что нет. Поэтому, когда мы разрабатывали нашу образовательную программу, мы консультировались с юристами Минобрнауки России, как скрестить социолога, специалиста по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям и специалиста по финансовому консультированию», — говорит Ирина Решта, вице-президент по программным вопросам МОФ СЦПОИ.

Также образование в сфере оценки можно получить в МГППУ, на базе которого с 2023 года открыт набор сразу на три программы повышения квалификации по доказательному подходу. Они представляют собой три уровня погружения в сферу:

  • Получение базовых знаний — Программа повышения квалификации «Основы доказательного подхода в социальной сфере и образовании» (36 часов)
  • Получение знаний и навыков описания своей практики — Программа повышения квалификации «Описание социальных и образовательных практик в доказательном подходе» (72 часа)
  • Получение знаний для работы научным консультантом, куратором-экспертом, сопровождающим разработчиков в описании и верификации их деятельности — Программа повышения квалификации «Методология доказательного анализа и оценки эффективности практик социальной сферы и образования» (36 часов)

После успешной сдачи итоговой аттестации слушатель каждого курса получает удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации государственного образца.

Магистратура и НКО

Получить образование в сфере оценки предлагают и НКО. Например, АНО «Эволюция и Филантропия» разработала онлайн-курс «Оценка проектов и программ в сфере детства», который проходит на платформе Степик. Курс дает теоретическую базу знаний по оценке социальных программ. Его слушатели могут освоить практические навыки и инструментов для внедрения и развития практик мониторинга и оценки в организациях сферы детства.

Еще один вариант для обучения — магистерская программа по направлению «Государственное и муниципальное управление» Высшей школы экономики. В ее программе предусмотрен курс по выбору «Оценка эффективности программ социальной политики». Как говорится в описании курса, изложенный в нем материал находится на стыке таких дисциплин, как «Инвестиционный анализ», «Анализ издержек и выгод», «Экономика общественного сектора».

Единственной магистерской программой в России, которая охватывает вопросы оценивания в социальной сфере, сегодня является программа «Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства» МГППУ. Но поскольку в нашей стране пока нет профессионального стандарта специалиста по оценке проектов и программ, вуз не может разработать программу, которая будет сфокусирована только на оценке.

«Люди, прошедшие эту программу, получают диплом как психологи. Как мне кажется, образовательная программа поддерживается энтузиастами, и в этом смысле ее положение достаточно шаткое. Если уйдут люди, которые заинтересованы в развитии этой программы, вероятно, программа перестанет существовать», - отмечает Владимир Балакирев, консультант по организационному развитию и оценке программ и проектов компании «Процесс Консалтинг».

Что дальше?

Во всем мире людей, которые получили диплом по специальности «Оценка» пока не так много. У западных коллег есть программы магистратуры и PhD по оценке, но с учетом того, что оценка — профессия междисциплинарная, то количество профессионалов в этой области не определяется числом тех, кто получил диплом в вузе. При этом, профессия специалиста по оценке, безусловно, будет востребована в будущем во всем мире, считают эксперты.

«Оценка не просто может, а станет обязательно профессией. Но это происходит эволюционным способом, путем накапливания знаний, понимания, зачем это нужно, формированием запроса на этих специалистов, формированием сообщества, которое может растить профессионалов, появлением образовательных продуктов», — говорит директор центра «Гарант» Марина Михайлова.

«Чтобы быть хорошим специалистом, надо быть внутри профессионального сообщества, обмениваться опытом, учиться у других, общаться. И важно, чтобы люди, которые хотят быть оценщиками, соблюдали этические нормы. Все-таки оценка — это не аудит, не ревизия. И здесь важно, что оценка проводится не для того, чтобы поставить двойку или пятерку, а для того, чтобы ответить на какие-то вопросы и принять нужные решения. Специалист по оценке — это человек, который пришел помочь разобраться», — считает Михайлова.

Подробнее о теме профессионализации оценки проектов и программ читайте в статье на сайте журнала «Позитивные изменения».