Найти тему

Мобильные фотографы - художники или халтурщики?

В современном мире невозможно представить нашу жизнь без социальных сетей, где каждый день публикуются сотни тысяч фотографий. Большинство из нас имеют аккаунты в различных соцсетях и регулярно выкладывают туда свои снимки. Многие люди заморачиваются над оформлением профиля в каком-то едином стиле и цвете, и т.д., дабы привлечь внимание новых подписчиков.

В свете активной популяризации интернет-ресурсов и личных блогов и родилось такое явление, как "мобильные фотографы".

Эра цифрового фаст-фуда планомерно настраивает людей на получение быстрого контента за небольшие деньги, и мы можем заметить, как мобильные фотографы становятся все более востребованными. Однако, это имеет последствия - качество и искусство при таком подходе весьма страдают.

Все мы помним те самые чёрно-белые или даже редкие цветные фото в семейном альбоме, где наши молодые бабушки, дедушки, папы и мамы улыбаются нам из прошлого, погружая нас в ностальгию. Ведь ещё каких-то 20 лет назад фотография была хлопотным и дорогостоящим делом. Каждый, даже семейный снимок, тогда почти всегда был приурочен к какому-то событию, а о профессиональных фотосессиях большинству можно было только мечтать.

Этот факт плотно засел в сознании нашего народа, дав такому явлению как "фотография" ценность и превращая её в целое событие.

Однако времена изменились, технический прогресс шёл вперёд, и с каждым годом фотосессии стали более доступными. С одной стороны, в какой-то момент это дало многим фотографам приток клиентов, но с другой - значимость фотосессий стала снижаться. В конце-концов, люди начали массово покупать полупрофессиональные или хорошие любительские камеры, переставая обращаться к профессионалам. Хорошо и правильно фотографировать из подобных обывателей мало кто научился, но их тешила иллюзия экономии, ведь зачем платить фотографу, если есть подружка?

Так вот, возвращаясь к теме мобильной фотографии.

Большинство граждан стали забывать, что профессиональные фотографы, работающие с полноценными камерами, обладают знаниями и навыками, позволяющими создавать истинные произведения искусства. Они вложили многие годы в освоение техники съёмки и композиций, изучении стилей и жанров, развивали насмотренность.
Безусловно, бездарностей с фотоаппаратом всегда было хоть отбавляй, но они относятся к вышеописанной мной категории обывателей, купивших фотокамеру просто так, а потом ещё и решивших брать за свои "художества" деньги.

Ужасают тенденции как просадки фото-рынка в сторону дешёвого контента, производимого "мобилографами", так и то, что приличный процент людей решают пойти лёгким путём и стать мобильными фотографами, часто без базовых знаний о фотографии вообще. Они полагаются только на современные гаджеты и приложения по быстрой ретуши, забивая на цвет, свет и композицию в целом. В результате мы получаем бесконечное количество однообразных и скучных фотографий, не способных вызвать интерес у опытного мастера или серьёзного клиента.

В итоге, мобилографы привносят в мир искусства поверхностность и массовость, попирая многолетний труд тех, кто выбрал фотографию своей профессией. Часто, мобильные снимки забываются уже через несколько минут после просмотра, не вызывая никаких эмоций.
Но, как говорил в 90-х годах Богдан Титомир, - "Пипл хавает". Прошло 30 лет, а ничего не изменилось.

Тем не менее не всех мобильных фотографов можно отнести к халтурщикам.
Многие профессиональные фотографы используют свой смартфон в качестве дополнения - делают бэкстейджи съёмки и снимают видео-анонсы. В силу того, что они умеют обращаться с проф.техникой, то проводить качественные мини-съёмки на телефон для них не составляет труда.

А ещё есть действительно талантливые и преданные своему делу люди, которые в силу финансовых трудностей не могут приобрести профессиональную технику, но добросовестно развиваются в фотографии и стремятся создавать искусство даже с помощью своего смартфона. Именно они показывают, что важен не только инструмент, но и чувство стиля, гармонии и профессионализма.
К слову, они и не берут за своё творчество деньги.

Таким образом, мобильные халтурщики, хотя и повсеместно распространены, но их всё же стоит отличать от тех, кто на самом деле является талантливым и преданным фотографии художником. И только, осознав различие между ними, мы сможем давать честную оценку работам и настоящему искусству фотографии.