Думаю многие знают о такой композиции как "Полет шмеля" Римского -Корсакова. Это произведение считается одним из самых быстрых и виртуозных. Его исполняют на различных музыкальных инструментах, чаще всего на фортепиано или скрипке, реже на духовых инструментах, например, саксофоне.
Как известно, что бы играть на духовом инструменте нужно уметь "брать дыхание" в паузах и подходящих моментах. Музыкант должен быстро вдохнуть большое количество воздуха, что бы потом потратить его на выдох в инструмент. "Полет шмеля" отличается своей быстротой и плавной непрерывностью. Как же исполнителю не задохнуться в таких длинных промежутках между паузами?
Существует техника непрерывного дыхания, научиться ее использовать довольно сложно.
ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ
Первый шаг: попробуйте стоя тонкой, плотной, непрерывной струей медленно выдыхать воздух, как будто вы дуете, пока он не закончится. При этом желательно чтоб живот был напряжён а поток воздуха был "не расслабленным". Лично у меня получилось держать ровный поток воздуха примерно 21 секунду.
Второй шаг: одновременно с выдохом попробуйте сделать вдох носом, при этом струя выдыхаемого воздуха не должна прерываться, иначе звук инструмента пропадет.
Это основной принцип циркулярного дыхания, дышать носом одновременно выдыхая ртом. С большой вероятностью у вас не получится этого сделать, технике "двойного дыхания" учатся довольно долго и упорно.
Более четко принцип действия этой техники можно объяснить как: осуществление вдоха носом при одновременном быстром выталкивании воздуха из ротовой полости движением щек или языка. Это позволяет обеспечить постоянный поток воздуха, приводящий к постоянному звуку духового инструмента.
Циркулярное дыхание (ещё иногда называют перманентным) исторически применялось во время игры на дудках и диджериду, извлечение звука при игре на этом инструменте происходит за счёт вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма. Такой инструмент требует большого объёма лёгких, поэтому гораздо легче использовать циркулярное дыхание, нежели каждый раз тратить много времени на новый вдох
Сейчас, циркулярное дыхание используется музыкантами духовых инструментов, что бы исполнить красивые и непрерывные потоки арпеджио. Одним из примеров является видео с исполнением трубача Троя Эндрюса таких композиций как "Trombone Shorty" "Orleans Avenue на Salmon Arm's Roots" "Blues Festival" примерно с 2.27. приятного просмотра!