Нельзя играть на струнах человеческой души. Эта игра может быть очень жестокой и опасной. Порой мы бросаемся обидными словами, а ещё хуже - жестокими поступками, которые впоследствии невозможно исправить.
Как невнимательно мы живем, как неосторожно! Сколько бед сеем ... без оглядки!
На днях я уже знакомила вас, дорогие мои подписчики, с творчеством талантливого режиссёра, а ныне художественного руководителя Российского академического молодежного театра (РАМТ) Марины Брусникиной и делилась с вами впечатлениями о спектакле "Боюсь стать Колей" в МХТ им. Чехова. Сегодня ещё один сюрприз - спектакль "Прыг-скок, обвалился потолок" по пьесе известного, но сегодня немного подзабытого советского драматурга Геннадия Шпаликова. Написана она была в 1974 году, незадолго до смерти автора. Я думаю, что все помнят фильм "Я шагаю по Москве", созданный именно по сценарию этого литератора.
По словам Марины Станиславовны, она очень долго "болела этой историей":
Это история о любви, о нашем несовершенстве, нелепости, об ошибках, которые мы совершаем, и все равно о любви к людям.
Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2021 года на малой сцене Театра Наций.
Как вы, думаю, поняли из названия, случилось что-то неординарное, а точнее непоправимое.
Рухнул потолок, а может рухнула жизнь?
Семидесятые годы, Советский Союз.
Жила-была самая обыкновенная советская семья: папа, мама, дочка.
Жили они хорошо, спокойно и даже счастливо.
Но в один день, а точнее в один миг все изменилось.
Главная героиня Аня Сидоркина работает в ЖЭКе дворником, а по совместительству - слесарем-ремонтником в плавательном бассейне. Воплощает Аню на сцене Дарья Калмыкова. У нее есть дочка Ксения (Александра Урсуляк) 11-ти лет и муж Юра (Артем Быстров), простой работяга и рубаха-парень.
Кстати Дарья Калмыкова и Александра Урсуляк - сокурсницы и подруги в жизни, и спектакль Марина Брусникина ставила именно под них. Для меня это уже третий спектакль с Александрой Урсуляк. Я вам рассказывала о ее участии в постановках "Кабаре" в Театре Наций и "Зойкина квартира" в Театре им. А.С. Пушкина.
Обычная жизнь советского человека, обычные заботы.
Аня получила зарплату в жэке. Расписалась в ведомости. Пересчитала деньги. Ксеня стояла рядом. Смотрела.
Комната была знакомая. Стены в плакатах по гражданской самообороне. Очень красочные. Что надо делать, если атомная бомба взорвется.
В котельной, куда они спустились, было тепло, ярко горели лампочки. Слесари отмечали по-своему день зарплаты. Они уже, свое приняли. Раскрасневшиеся, в расстегнутых ватниках. Закуска на столе. Консервные банки, колбаса на газете. Огурцы. Хороший мужской разговор, а тут Аня с дочкой. Бутылку они не спрятали, потому что она была пустая уже. Но такое движение было. Аню, видно, побаивались, хотя человек она вроде бы свой.
- Вот видишь, дочка, - сказала Аня. - Бомбу пока что не сбросили, а дяди уже на месте. В укрытии. Как там, на плакате.
Одна из первых сцен разыгрывается в бассейне, где главные героини (мама и дочь) случайно становятся персонажами телевизионной передачи.
Сразу отвлекусь и расскажу о декорациях: сценография впечатлила (художник спектакля - Полина Бахтина), зрители реально присутствовали на трибунах советского плавательного бассейна с кафельным полом, дорожками и вышкой для прыжков. Да, ещё и музыка, соответствующая времени, гремела из репродукторов.
Узнав о том, что их могут показать по телевизору, а для советского человека это было пределом мечтаний, Аня мгновенно находит какой-то старый купальник и вместе с дочкой принимает участие в соревнованиях, а потом ещё интервью дает и песню на камеру поёт:
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова!
Я люблю свою дочь.
Я без матери на ноги встала,
Я смогу ей помочь,
Помогу ей во что бы ни стало!
Вообще хочется отметить музыкальное сопровождение спектакля - до боли знакомые "Кто тебя выдумал, звездная страна" и "Ты слышишь, море" будоражат воспоминания и пробивают до слез.
Основа сюжета до банальности проста: жена вернулась домой и застала там выпивающего мужа с друзьями.
Когда Аня и Ксеня вошли в квартиру, всюду горел свет. Гремела музыка. Холодильник был раскрыт настежь; с плиты, из духовки, с балкона, где хранились огурцы, все было вынесено, даже скажем так: вознесено на стол. За столом (Аня и Ксеня застыли в дверях) сидели: Юра, Валя (в рыжем парике), некий человек в синем старом пальто, застегнутом на все пуговицы, две девицы лет по шестнадцати из соседнего подъезда, молодой человек с аккордеоном и Николай Кузьмич, который плакал на диване, лицом вниз, повторяя, как заклинание, только одни слова: "Выхожу один я на дорогу ..."
Аня не смогла сдержать гнев и вызвала милицию, и в этот момент линия судьбы поменяла своё направление, сделав крутой зигзаг.
Дальше все было обыкновенно. В квартиру вошел наряд милиции, вызванный Аней. Девочек (Мини и Макси) она заперла в ванной, чтоб спокойней было. Николай Кузьмич, доктор наук, лежал на диване. Рядом сидела жена. Юра стоял с цветком на подоконнике восьмого этажа. Аккордеонист играл на аккордеоне вальс ...
Милиционеры были ребята молодые и вмешиваться особо в эту не очень скандальную ситуацию не хотели.
Их смущал Юра на подоконнике. Дочка в ковре у батареи. И Аня, которая требовала немедленно его увезти в милицию или еще куда.
Когда Аня поняла, что натворила, было уже поздно.
Ты, то есть вы, сама его в тюрьму посадила, вот такие детские игры.
Ох, дура. Сама посадила.
Юрия забирают в отделение, а оттуда, недолго думая, везут в тюрьму.
Нам, зрителям остается наблюдать за тем, как семья в целом и каждый в отдельности будут пытаться исправить эту нелепую ситуацию.
Александра Урсуляк в своем красном пальто и в песцовой шапке с помпонами бесподобно играет своенравную, рано повзрослевшую девочку со своим мнением и знающую чего она хочет. А хочет она во что бы то ни стало вернуть отца из тюрьмы. Ребёнок самостоятельно каким-то чудом добирается до стен Бутырки и встречает там мать.
Они обнялись, заплакали и в первый раз, впервые за эти бесконечные сутки, были вместе, как самые близкие люди, не скрывая любви, нежности, понимания и горести общей, но и счастья, что вместе они, сообща, не скрывая.
Так кончился субботний день.
И началась какая-то круговерть. Все попытки вызволить мужа и отца из тюрьмы оказались тщетными. Аня даже успела съездить во Владимир и поговорить с отцом Юрия, который тут же примчался в Москву на помощь внучке и невестке.
Но бюрократическую машину уже не остановить, все заканчивается судом
- Граждане судьи, свидетели, товарищ, то есть гражданин прокурор. Народные заседатели. И вообще все ... Про меня все ясно. Я в тюрьму пойду, я заслужил ... Аня, прости, что загубил твою жизнь. Я только в тюрьме понял, что ты для меня значишь. Спасибо тебе за все. Даю тебе полную свободу. Хочешь - жди меня, хочешь - выходи замуж вторично. Я тебя, может быть, и недостоин. Дочку береги, я вас не забуду, - пусть она отца помнит. Пусть я виноват. Да, пусть. Нас таких много, кто семью запросто рушит. Вот сейчас уже одиннадцать часов. И магазины, наверно, открыты. И, наверно, многие уже промышляют около них. Мне их жаль. Но я их понимаю. Я около магазинов не стрелял, а все равно семью теряю. Я все равно, а вот они, те, кто сейчас водку на троих соображают, вот о них надо подумать. Всей общественности ...
и реальным сроком: один год заключения.
- Я с папой! - крикнула Ксеня судьям. - Я без него не могу! Он никого не убил! Он самолет не угонял! Он копейки у людей не украдывал! Он всем помогал! Всем! Он у нас в школе крышу просто так красил! И котельную чинил! Папа! Ну чего ты молчишь? Чего ты боишься? Ты же ни в чем не виноват!
Вот такой он наивный и простой советский человек, несовершенный, надломленный, но добрый и отзывчивый. Он всем всегда помогал и никому не отказывал. Он ни в чем не виноват, кроме, разве что, своей наивности. Думает о счастье всего человечества, но сам ничего не имеет. Совершает ошибки и не имеет возможности их исправить. Его внутренний свет не смог уберечь ни от горькой боли, ни от фатальности.
Что радует, конец у этой истории не сильно трагический. Время бежит, и оно же лечит. Аня навещает мужа в городе Губкин, где он работает. Все закончится, и они снова будут счастливы. Я думаю, что эта ситуация послужит всем героям большим уроком. Жаль только, что цена у этого урока столь огромна. Ни много, ни мало - человеческая жизнь!
Для меня этот спектакль о том, что всем нам нужно бережнее относиться друг к другу, уметь прощать и ценить то, что есть.
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому -
Прямо за пристанью бьётся волна.
Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.
В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь - это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.
Спасибо за внимание!
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Нет повести печальнее на свете ... О спектакле "Влюбленный Шекспир" в Театре им. А. С. Пушкина
А ты боишься стать Колей? О постановке "Боюсь стать Колей" в МХТ им. Чехова