Мое знакомство с Евгением Писаревым началось в далеком 2015 году со спектакля "Примадонны" в МХТ им. А. П. Чехова. Потом были "Одолжите тенора", "Много шума из ничего", "Женитьба Фигаро", "Влюблённый Шекспир" в Театре им. А. С. Пушкина и "Кинастон" в Театре Олега Табакова, а также знаменитый мюзикл "Кабаре" в Театре Наций. Мои впечатления об этом спектакле я уже опубликовала в предыдущей статье.
В этом году режиссёр сделал своим поклонникам очередной подарок и поставил в руководимом им театре "Зойкину квартиру" по пьесе Михаила Булгакова, где снова блистает Александра Урсуляк. Она воплощает в спектакле роль Зои Денисовны Пельц, этакой железной леди, которая знает, чего она хочет и какими средствами этого добиться.
А хочет она в … Париж! Она не приемлет новый строй, и ее абсолютно ничего не держит в советской России.
Квартира - это все, что есть у нас, и я выжму из нее все. К Рождеству мы будем в Париже!
Для этого она не придумала ничего нового, кроме как открыть у себя в квартире "Дамское ателье", а на самом деле публичный дом, чтобы, собирая с мужчин дань, набрать определенную сумму денег для эмиграции вместе со своим кокаиновым возлюбленным, талантливым пианистом Павлом Обольяниновым (Александр Дмитриев).
Потом неожиданно в Москву приезжает ее кузен-авантюрист Александр Аметистов, которого, как она думала, расстреляли в Баку.
Пардон-пардон. Так что из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит, уж и в Москву не могу приехать? Хорошенькое дело. Меня по ошибке расстреляли совершенно невинно.
И Зое приходится рассказать кузену о своих идеях и взять его в долю. Аметистова очень талантливо играет Александр Кубанин. В нем энергия бьет ключом, перехлестывает через край. Он такой обаятельный. Я прямо увидела в нем черты молодого Остапа Бендера. Это стопроцентное попадание в образ.
Кого я вначале совсем не узнала, так это Елизавету Кононову. Она мне известна по многочисленным сериалам. Ее Манюшка (горничная Зои Денисовны) - это что-то! Одно отсутствие зубов чего стоит!
Зоя, Аметистов и Обольянинов совместными усилиями движутся к своей цели. Все идет по плану. В ателье приглашаются дамы с низким грузом социальной ответственности (у Булгакова: первая безответственная дама, вторая безответственная дама, третья безответственная дама) и мужчины, желающие этим воспользоваться.
Появляется мэтр Театра им. Пушкина Александр Матросов в роли Гуся-Ремонтного (именно благодаря ему Зоя и достала разрешение на обустройство в своей квартире пошивочной мастерской), этакого вальяжного Леонида Ильича Брежнева, хозяина жизни, главного завсегдатая ателье. Вечерами заглядывает за взяточкой Анисим Зотикович Аллилуйя - председатель домкома (Сергей Миллер).
Спектакль идет чинно, размеренно, без сильных эмоциональных всплесков. И вдруг: "Бах: Начинаем Ателье!".
Начинается показ дам, а вернее "девочек", которые должны преподнести себя. Каждая девушка обаятельна по-своему, у каждой свой неповторимый почерк, все их выходы сопровождаются вокальными номерами.
Но когда на сцену выходит Манюшка и начинает петь, зал взрывается смехом и овациями. Начинается какая-то неистовая буффонада! Я считаю, это кульминационный момент спектакля!
В спектакле также присутствует дух квартиры в образе благообразной старушки, которая в очередь с Обольяниновым периодически играет на рояле. В программке даже написано: в роли квартиры Инна Кара-Моско и Нина Марушина. Это очень необычно!
Ещё необходимо отметить молодого актёра Назара Сафонова. Его китаец Херувим, влюблённый в Манюшку, притягивает своей игрой. Ради нее он даже пошел на преступление и зарезал Гуся-ремонтного и все из-за денег. В этот момент комедия вдруг резко превращается в трагедию. Случай меняет все. И зритель понимает, что мечте Зои Денисовны не суждено сбыться. Прощай, Париж!
Всё засыпались, разом крышка, гроб! Херувим, Херувим! Ну, конечно: ограбил и ходу дал! А я-то идиот! Что теперь делать, товарищи?
Вот тебе и Ницца, вот тебе и заграница!
Где преступление, там ЧК, а, где ЧК, там ... конец нехорошей квартире! Остаётся только пожалеть незадачливых героев.
Спектакль очень цельный, наполненный и органичный!
Евгению Писареву, как всегда: "Браво!!!"
Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Гениальность против бездарности: о премьере "Амадей" в Театре Вахтангова
С орбиты в бассейн: о спектакле "Грозагроза" на сцене Театра Наций
От Боба Фосса до Евгения Писарева: о спектакле "Кабаре" Театра Наций
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной