13 марта 1943 года Верховное командование сухопутных войск (вермахт) подписало у Гитлера приказ № 5 о перехвате инициативы на Восточном фронте. В приказе группам армий "Центр" и "Юг" ставилась задача наступать навстречу другу другу. Ни о какой операции "Цитадель" тогда еще речи не шло.
Только 25 марта 1943 года было определено точное место ударов в рамках операции "Цитадель".
Советское командование уже в начале апреля 1943 года получило точные агентурные данные о месте наступления - на северном и южном фасе Курской дуги. Авиаразведка подтвердила указанное - немецкие резервы направлялись в районы Полтава-Харьков и Орла-Брянска.
Данные подтвердило и командование фронтов. Последним, 12 апреля получили донесение командования Воронежского фронта. В общем замыслы вермахта были разгаданы верно.
Наступление назначение на 03.00 5 июля. Вечером 4 июля немецким частям зачитали приказ о наступлении. Саперы начали расчищать минные поля и делать проходы в советских инженерных заграждениях.
Советское командование знало о точной дате и месте наступления. Поэтому, заранее, еще в мае был подготовлен приказ о контрартиллерийской подготовке. Он и был нанесен по местам выдвижения немецких войск.
Для немцев контрподготовка была неожиданной и нанесла большой урон передовым частям. Это не позволило немцам начать наступление по плану.
Только в 5.30 немцы нанесли авиаудар по советским позициям. В 6.00 артиллерийский налет. Затем началось наступление.
Несмотря на ввод в бой значительных сил немецкие силы прорвали первую линию обороны на обоих фасах противника только после 15.00. Бои развернулись на второй линии обороны. При этом, отдельные группы советских бойцов продолжали драться и на первой линии. Артиллерийские расчеты, зенитчики и противотанкисты дрались до последнего боеприпаса, погибая уже под гусеницами.
5-9 июля 9-я армия немцев под командованием Моделя пытается прорвать оборону советских 13, 48 и 70-й армий Центрального фронта Рокоссовского на северном фасе Курской дуги. Немцы прорвались в глубину на 10 километров.
На южном направлении немцы прорвали оборону 6-й гвардейской армии Воронежского фронта Ватутина в глубину до 30 километров. Прорыв купировала 1-я танковая армия Катукова.
К 18.00 10 июля положение на севером фасе Курской дуги оставалось без изменений. В то же время, на южном фасе немцы вклинились в советскую оборону уже на 40 километров. И продвигались дальше. Здесь, назревало обрушение всей советской обороны, так как немецкие танки могли уже выйти в оперативные тылы.
В это время советское командование совершает просчет. Решив, что наступательный порыв противника иссяк (якобы командующий группы армий "Центр" Гюнтер фон Клюге ввел в бой последние резервы) ставка верховного главнокомандования решило начать контрнаступление силами 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко. Направление - на Орел. Видимо Сталин думал, что основные силы у Моделя. Но он глубоко ошибался.
12 июля в 5часов 35 минут началось наступление Брянского и левого крыла Западного фронта на Орловском направлении. Клюге отказывается от наступление на Курс и перебрасывает свои резервы под Орел. Это замедляет темпы советского наступления.
В это же время, командующий группой армий "Юг" генерал-фельдмаршал Манштейн вводит в бой свои 11 танковых дивизий. Расчет советского командования на то, что основной удар был на север оказался не верным. Судьба войны решалась на юге.
Еще 11 июля немцы вместо Обояни как главного направления удара поменяли его на Прохоровку. Сюда двинулись лучшие части Манштейна. Что интересно в наступлении на Прохоровку принимали участие трофейные Т-34.
Новые немецкие танки Тигр грозная сила в умелых руках. И против них пришлось бросить резерв Ставки - 5-ю гвардейскую танковую армию генерал-лейтенанта Ротмистрова и 5-ю гвардейскую армию Жадова из Степного фронта. А это существенно ослабило силы ударного резервного Степного фронта Конева, который готовили для контрнаступления.
После того как советские войска не дали возможности немцам прорваться под Прохоровкой Курская битва фактически завершилась.