Как известно, в ходе Курской битвы 1943 года вермахт смог достичь наибольшего успеха на южном фасе Курской дуги. Этот участок занимал Воронежский фронт.
Группа армий "Юг" смогла оттеснить советские войска на 30-40 км и командующему Воронежским фронтом Николаю Ватутину пришлось дать команду на контрудар танковым резервом - 5-й гвардейской танковой армией (828 единиц боевой техники). Это было конечно нежелательно, так как изначально планировалось измотать немцев в обороне, а потом разгромить ударами моторизованных кулаков.
На острие немецкого наступления шел 2-й танковый корпус СС (410 единиц боевой техники). С двух сторон его прикрывали 3-й и 48-й танковый корпуса (получил 200 новых танков "Пантера").
Эти силы прорвали две советские оборонительные линии, и подошли к последней линии обороны, на одном из участков которой находилась станция Прохоровка. Дальше уже были оперативные тылы советских армий.
Назревала катастрофа! И советские штабисты стали лихорадочно делать попытки отразить противника.
К 11 июля немцы вышли к Прохоровке и решили встретить здесь советские танковые резервы. Местность для этого предрасполагала.
Узкое место между топкими берегами реки Псёл и железной дороги не давали развернуться большому количеству танков. Это и стало благоприятной возможностью для генералов вермахта, которые обладая стратегической инициативой (имея возможность для нанесения удара в выбранном ими месте) навязали советскому командованию невыгодную для него диспозицию.
Советские танкисты понимали, что поле за Прохоровкой становилось полем смерти. Но другого выхода не было и в 8 утра 12 июля 1943 года на немецкие позиции пошла советская пехота, а за нею танки 5-й Гв. танковой армии Павла Ротмистрова. Советское командование должно было контратаковать немцев и другого поля кроме прохоровского предполья просто не было.
Так сложилась планида и по всем расчётам немцы должны были сжечь там все советские танковые резервы.
Немцы заняли бывшие советские позиции и собрались обороняться (а не атаковать). Артиллерия заняла господствующие высота, а подходы к ним прикрывали танки "Тигр". С воздуха у немцев также было очень хорошее прикрытие.
Стоит только удивляться мужеству советских танкистов, которые шли практически на верную смерть. Узость местности не позволяла вводить в бой сразу большие группы танков, и поэтому танки шли в атаку повзводно.
Яростные атаки советских танкистов заставили немцев во второй половине дня 12 июля броситься в контратаку. Но все немецкие резервы были тут же уничтожены. Советские танкисты не имея возможностей поразить огнем новые тяжелые танки немцев "Тигр" таранили их (советские танкисты совершили более 20 таранов во время Прохоровского сражения).
К концу 12-го июля 1943 года советские войска не смогли пробить оборону немцев. Но этого и не требовалось. Советское командование смогло добиться самого главного - немцы не смогли использовать свои танковые резервы для прорыва последней линии обороны на южном фасе Курской дуги.
- Под Прохоровкой советские войска потеряли 60% танков (500 из 800), а немецкие — 75% (300 из 400, по немецким данным — 80-100) - Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Том 03. Битвы и сражения, изменившие ход войны. — Москва: Кучково поле, 2015. — С. 544.
Таким образом, немцы достигли тактической победы, а советские войска стратегической. Немецкое наступление без танковых резервов, занятых под Прохоровкой захлебнулось. И через несколько дней вермахт начал отступление по всему фронту.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-ноябрь 2021 года"