Одна добросовестная студентка Наташа забеременела на предпоследнем курсе института. Срок рождения ребенка совпадал со сроком окончания сессии.
«Не успею», - подумала она и решила, что все равно поедет на сессию, чтобы не брать академический отпуск и не продлевать обучение еще на год. Только попросит преподавателей принять экзамены пораньше.
Времена были трудные, самое начало девяностых. В магазинах почти ничего не было. Интернета в широком пользовании не было в России тоже. Поэтому наша добросовестная студентка взяла собой в областной центр две огромные сумки: одна с учебниками, вторая с одеждой и едой.
Сумки были, ну совершенно неподъемные!
Представляете, женщина на девятом месяце! Рожать через две недели!
А у нее две огромные сумки!
Она же не на необитаемом острове живет. У нее есть любящий муж и еще более любящие родители! Они помогут.
Заботливая мать сказала мужу Наташи:
-Обязательно проводи Наташу на автобус. Ей нельзя тяжелые сумки поднимать. Посадишь в автобус, сумки в багажное отделение поставишь. Чтобы сумки ей в дороге не мешали.
Муж добросовестно кивнул. И выполнил то, что от него требовалось: проводил Наташу на автобус, задвинул неподъемные сумки в багажное отделение. Даже нежно рукой жене помахал, когда автобус отчаливал от автовокзала.
Поехала Наташа становиться сильной женщиной в прямом и переносном смысле этого слова.
Накануне вечером Наташа честно поделилась своими опасениями с отцом. Сказала: «Я решу вопрос с досрочной сдачей экзаменов. Я знаю, мне пойдут на встречу. Только я не понимаю, как мне сумки с автобуса до съемной квартиры дотащить…»
Отец мудро пожал плечами. Мол, не знаю, тут думать надо. И посоветовал: «Ты водителя трамвая попроси подождать. Одну сумку вынесешь, за другой вернешься. Потом до квартиры понесёшь: сначала одну пронесешь, поставишь, потом вернешься за другой, поднесёшь к первой, поставишь. Так и доберешься».
А у самого иномарка в гараже стоит. Ну, это так, информация вам к размышлению…
Добрые люди помогли беременной Наташе из автобуса выйти, сумки до трамвая донести.
Добрый водитель трамвая сделал остановку, более длительную, чем положено, помог Наташе сумки до тротуара донести.
Добрые прохожие, увидев, как хрупкая беременная девушка взялась за неподъемную сумку, помогли ей сумки до подъезда донести.
Добрые старушки, что сидели на скамеечке у подъезда, возмутились: «Что за изверги тебя одну отправили? Сопроводить до места надо было! Ты поднимешь тяжеленную сумку и сразу можешь родить! Нельзя так! Хотя бы о ребенке подумали!» Повозмущались добрые старушки и помогли Наташе сумки до квартиры донести.
Возникает резонный вопрос: почему все эти люди – добрые пассажиры, помогшие донести Наташе сумки до трамвая, добрый водитель трамвая, добрые прохожие, которые донесли сумки до подъезда, добрые бабушки-старушки у подъезда, дотащившие тяжеленные сумки до квартиры, - понимали, что нельзя беременной женщине таскать такие тяжеленные вещи, а любящие родители и юный муж не понимали?
Ведь есть у отца шикарная иномарка. Мог бы погрузить сумки в багажник и довезти дочь до места назначения, чтобы она не тряслась в автобусе и не таскала тяжести.
Муж мог бы взять отгул на работе и проводил бы жену до места назначения. Сумки, неподъемные, потаскал бы. Может и поумнел бы.
Почему родные проявили к Наташе черствость?
Потому что у них не развита эмпатия. Не способны они пожалеть, уберечь, позаботиться. Эмоциональная холодность, я бы сказала эмоциональная зима, у них. Нет у них понимания состояния Наташи, нет способности сочувствовать и сопереживать, нет способности оценить ее потребности.
Механизм эмпатии мало изучен, но принято считать, что когда мы видим эмоции человека, в нашем мозге активируются зеркальные нейроны , которые дают нам ощущения, будто это мы сами плачем или смеёмся, озадачиваемся проблемой или легко расстаемся с трудностями, то есть испытываем те же эмоции.
Напрашивается вывод, что нейронные связи у родственников Наташи недостаточно полноценно выстроены.
Люди стремятся обрести сеть поддержки – родных, друзей, знакомых, для того, чтобы было кому поддержать в трудный момент.
Хорошо бы эта «сеть» состояла из людей с развитой эмпатией.
А то получится, как у Наташи, которую в сложной жизненной ситуации родные не поддержали, устранились, дистанцировались.
***
Эта реальная история имеет счастливый конец.
Наташа благополучно сдала сессию и родила меня!
Я хороший психолог. В числе прочего, я помогаю людям развить эмпатию, чтобы в их жизни было больше взаимопонимания, любви и добра.
Цените и жалейте друг друга!
Психолог Анна Троицкая