Наверняка, некоторые из вас знают про пирамиду обучения Дейла.
Согласно этой концепции, мы запоминаем в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и т.д. Цифры в разных трактовках могут отличаться, но везде лучшим способом обучения признаётся «обучение через преподавание». То есть, чтобы лучше понять какую-то тему, нужно попробовать объяснить её другим.
Коротко опишу несколько правил для тех старшеклассников, которые хотят использовать этот метод для подготовки.
1. Помогайте только по запросу.
Для эффективной работы важен запрос на обучение со стороны вашего друга или одноклассника. Причём это должен быть искренний запрос. То есть человек действительно хочет разобраться в теме, но у него это не получается.
Вас не должна волновать причина, почему у него возникло это желание. Может быть учитель грозится поставить «двойку». Или ваш друг опасается гнева родителей. Или он внезапно заинтересовался математикой и хочет разобраться в некоторых вопросах получше.
В случае запроса с его стороны ваша помощь принесёт пользу и ему, и вам.
Если же вы просто слепо последуете совету и начнете обучать незаинтересованных людей, что-то пытаться им без их запроса рассказывать, то это будет как минимум глупо.
Вы будете выглядеть как выскочка, который хочет не научить, а скорее показать, что он вон какой умный. Может быть и умный, но обычно так хвастаются те, кто на самом деле плохо разобрался в теме. «Знающий не говорит, говорящий не знает». Да и учителя особо не любят таких учеников.
Не надо ни к кому лезть со своей помощью. Не учите равнодушных. Это прерогатива профессиональных преподавателей, они получают за это деньги.
Максимум, что можно сказать тому, кто испытывает затруднения: «Вася, я вроде с этой темой разобрался. Если нужна будет помощь – обращайся». И всё!
Не стойте над душой, ожидая, когда стесняша решится попросить. Отойдите от него надолго и подальше.
Пусть Вася подумает, дозреет и сам потом к вам обратится за помощью.
Если не обратится, значит не так сильно эта помощь нужна.
Тем более не бегайте потом и не напоминайте каждый раз, что вы можете помочь. Поверьте, он помнит. Или сейчас не помнит, но вспомнит потом. Сам. Когда действительно ему будет нужно.
Так же и в классе.
Спросит ваш учитель «кто решил задачу? кто может рассказать?» – вот тогда имеет смысл скромно поднять руку.
А если сразу войдя в класс с порога начать кричать, что вы сделали какое-то сложное задание и теперь можете всем объяснить…
Учитель, конечно, скажет из вежливости, что вы молодец, но в душе будет думать: «Ну куда ты лезешь..? У меня ещё целый класс ничего не понимает в этой теме, а ты тут лезешь постоянно».
Пусть все знают, что вы можете помочь, что вы открыты для помощи.
Но работать нужно только тогда, когда к вам обратятся лично.
Преподавание без запроса лишает вас энергии и демотивирует. Вместо пользы вы получите только вред.
2. «Отталкивайтесь от своих интересов».
Осознайте, что обучение через преподавание это инструмент именно вашего (!) обучения.
Идеальный вариант: вы только разобрали тему и к вам обратились за помощью с пояснениями. Да, так вы глубже её поймёте и увидите нюансы, которые упустили.
Но допустим, к вам обратился тот же Вася с просьбой объяснить тему. А вы идеально её разобрали и не хотите к ней возвращаться. В плане у вас заложено изучение других тем.
С точки зрения вашего обучения, все эти объяснения будут вам бесполезны.
Тут вопрос надо рассматривать уже под другим углом: насколько близок вам друг, сколько времени это займёт, какого рода помощь нужна и проч.
Если это занимает 5-15 минут времени...
Если вы с ним не разлей вода и он вас не раз выручал...
Если это разовая помощь, а не каждодневная обязанность...
...то почему бы и не помочь.
Просто осознайте, что это будет обычная помощь, которая никак не продвигает вас в данной теме.
Не пытайтесь оправдывать трату времени, убеждая себя, что это якобы и вам полезно. Мол, «заодно повторю как считать дискриминант».
Нет, в этой ситуации вы просто помогаете хорошему другу. Точка.
Или наоборот, вы пока эту тему плохо знаете и не скоро собирались к ней приступить. Такой вариант, конечно, лучше. Это будет дополнительным стимулом разобраться в теме.
Но не начинайте сразу её преподавать. Не должно быть такого «главное ввязаться в бой, а там посмотрим»
Просто пока честно скажите Васе, что вы плохо разбираетесь в ней. Пообещайте сказать ему, когда вы в ней более-менее разберётесь. И потом, конечно, честно напомните, что теперь готовы помочь.
Ход на его стороне. Если вопрос ещё актуален, он к вам обратится.
3. Фокус на ученике.
Этот пункт может выглядеть странным после предыдущего.
Вроде уже мы обсудили, что нужно отталкиваться от своих интересов. Теперь же говорим, что нужно фокусироваться на ученике.
Здесь никакого противоречия нет.
На берегу вы решаете, есть ли у вас возможность и желание помогать или нет. Но если уж взялись помочь, то обучение должно концентрироваться на тех местах, которые непонятны вашему подопечному.
Не должно быть такого, что вы взялись рассказать про тригонометрические уравнения. И подраздел однородные тригонометрические уравнения для вашего друга непонятный, а для вас слишком скучный, очевидный, неинтересный и бесполезный.
Нет. Раз вы в моменте стали учителем, то нужно пытаться максимально хорошо объяснить даже не интересный вам подраздел.
Да и в целом ваше обучение происходит лишь тогда, когда в преподавании вы действительно ориентированы на помощь.
И давайте ещё обсудим такой щекотливый вопрос: а что делать, если за преподавание предлагают деньги?
Это, конечно, встречается не часто, но учитывая стоимость репетиторов и различных курсов, такой вопрос среди школьников иногда возникает.
Все перечисленные правила остаются в силе, но в них из-за денежной составляющей появляются нюансы.
а) Инициатива об оплате не должна исходить от вас.
Если к вам обратились за помощью и вы по каким-то причинам не хотите или не можете помощь, лучше просто вежливо отказаться.
Ни в коем случае не нужно говорить: «Я не собираюсь бесплатно для вас работать, платите мне такую-то сумму, тогда я буду с вами заниматься». Даже в шутку так не говорите.
Вас скорее всего просто пошлют, посчитав нехорошим человеком, который хочет нажиться на затруднениях друзей.
И даже если вам согласятся заплатить, то с такой формулировкой всё равно будут считать вас барыгой. Даже если вы реально по итогу поможете.
Ещё хуже, если вы намеками будете вытягивать предложение денег или со вспотевшими ладошками будете ждать этого предложения.
Это полное дно. Лучше уж тогда сказать о деньгах прямо и чётко.
Но лучше, когда вам предлагают деньги сами, а вы после этого уже принимаете решение.
б) Не гонитесь за деньгами.
Сейчас важнее всего ваша учёба.
Я понимаю тех, кто думает о заработке. Это действительно круто – заработать денег своим трудом и потратить на своё хобби, на подарок родителям или сводить понравившуюся девушку в кафе.
Но лучше всё же время в старших классах инвестировать в обучение. В дальнейшем это даст бОльший эффект, чем сиюминутная выгода.
Но если вы уже в старших классах думаете о профессии педагога, то тут возможны разные варианты. Преподавание за деньги может быть вкладом в ваше будущее.
в) На вас больше ответственности.
Когда вы соглашаетесь преподавать за деньги, на вас ложится часть ответственности за результат.
Теперь не получится просто сказать Васе, что это он плохо понимает.
Ведь он может сказать в ответ: «Это ты мне плохо объясняешь». И он будет иметь право так говорить, т.к. заплатил за вашу работу.
При бесплатной помощи на такую претензию можно смело посоветовать найти тех, кто объяснит лучше.
Да и в целом лишняя ответственность может стал неприятным дополнительным грузом, когда вы учитесь в 11 классе. У вас и так забот хватает...
г) Деньги ломают дружбу.
Денежные отношения отличаются от дружеских.
За мелкую разовую услугу точно не стоит брать деньги, а за глобальную помощь лучше договориться об альтернативной, неденежной услуге. Например, объяснить вам другую тему, в которой вы плохо разобрались, а ваш друг хорошо. Необязательно в математике, можно в другой дисциплине.
Но это уже тема взаимного обучения и для неё нужен отдельный пост.
д) Запаситесь терпением.
Вы не профессиональный педагог. Никто от вас не требует чёткого соблюдения методики преподавания. Если вы дальше будете преподавать, с опытом постепенно придёт и навык обучения. Вы найдёте для себя лучшую траекторию объяснения различных тем.
Однако, на начальном этапе вас скорее всего будет напрягать то, что другие не могут быстро схватывать всё на лету. Что нужно время и иногда однообразное и многократное повторение материала.
Нужно научиться быть терпеливым по отношению к ошибкам других. Не понимать – это норма.
В общем, несмотря на эффективность учёбы через преподавание использовать этот способ подготовки нужно с осторожностью.
При выполнении указанных правил он станет инструментом вашего развития, а не очередным демотивирующим фактором.
Обучение через объяснение другим
23 декабря 202323 дек 2023
318
7 мин