Найти тему

IPO и альтернативные варианты выхода на Московскую биржу

В последние 20 лет в России выход компаний на биржу через IPO был наиболее популярным, но не единственным вариантом. 

Варианты выхода на биржу:

  • IPO (Initial Public Offering) — это процесс первичного размещения акций компании на фондовом рынке. 
  • Прямой листинг - листинг акций эмитента с заранее сформированным free-float. (Листинга - процесс добавления ценной бумаги к торговле на определенной площадке. То есть её внесение в список активов, которые можно приобрести на бирже.)
  • Spinoff - выделение эмитента из публичной материнской компании.
  • Reverse takeover - обратное поглощение (не практикуется на Мосбирже)
  • С использованием SPAC компаний - специально созданной компании пустышки под приобретение реальных активов (не практикуется на Мосбирже)

Сегодня посмотрим более подробно первый, самый популярный вариант.

IPO. INITIAL PUBLIC OFFERING

Первичное публичное предложение (IPO) — первая публичная продажа акций акционерного общества неограниченному кругу лиц.

Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска. В процессе подготовки к IPO компания обычно становится публичной — существенно меняет отчётность в сторону открытости и прозрачности. 

Одним из главных требований Биржи к компании, которая выходит на IPO является достаточный уровень Free-float.

Free-float или public float публичной компании — доля акций, находящихся в свободном обращении; часть акций компании, доступная частным инвесторам, не связанным с самим эмитентом, выпускающим эти акции и не участвующим в стратегическом контроле за предприятием.

При IPO необходимый для листинга freefloat формируется за несколько дней сбора заявок от инвесторов (период букбилдинга), после которого в рамках IPO заключаются сделки по продаже им акций по единой цене и начинается биржевая торговля. При этом важно, чтобы в течение букбилдинга были собраны заявки на требуемый листингом размер free-float, а цена IPO была единой и устраивала как инвесторов, так и основных акционеров эмитента.

В качестве основных плюсов и минусов выхода на биржу через IPO для компании можно отметить следующее:

➕возможность привлечения капитала в компанию и (или) монетизация вложений основателей в существенном размере непосредственно при старте биржевых торгов;

➕получение рыночной оценки акций для старта биржевых торгов в ходе предварительного конкурентного процесса (сбора книги заявок в рамках ценового диапазона);

➕возможность привлечения большого числа брокеров для активного маркетинга акций;

➖необходимость иметь достаточно крупный размер IPO (в денежном выражении), чтобы дать комфорт инвесторам в отношении будущей ликвидности;

➖риск не собрать заявленный размер книги и риск падения котировок от цены IPO могут навредить эмитенту репутационно;

➖ограничения по срокам выхода на биржу – необходим стабильный или растущий рынок в течение периода сбора заявок, отсутствие существенного новостного

негатива;

➖более тщательная подготовка и более крупные расходы в связи с выходом на биржу, часть которых не зависит от результата;

➖lock-up для компании и текущих акционеров после IPO;

➖риск для инвесторов получить небольшую аллокацию, при том что деньги им зачастую требуется обеспечить под полный объем заявок.

Если интересно, чтобы я разобрал другие типы выхода на биржу ставьте лайк или пишите в комментариях.

#IPO #трейдинг 

#обучение_инвестициям

#аналитика 

#что_купить

#новичкам

#обучение