Найти в Дзене

Основы конфликтологии: как избежать выгорания от общения?

Оглавление

Учимся общаться в треугольнике Карпмана

На выгорание в наше время жалуются часто. Однако многие забывают упомянуть, что оно бывает разное: творческое и поведенческое. То есть иногда мы устаем не столько от дел, сколько от окружающих людей. Потому что не осознаем, как наш мозг постепенно «едят ложечкой».

Нужно уметь выявить момент, когда это произойдет впервые и правильно на него отреагировать.

По сути, написанное ниже относится к основам конфликтологии. Когда вы будете знать, как это работает, в какой позиции треугольника Карпмана находитесь вы или ваш оппонент, или в какой из его «углов» вас хотят поставить, избежать неприятных разговоров будет намного легче.

Как справляться с Агрессорами?

По треугольнику Карпмана люди делятся на три типа, три «источника усталости».

-2

Первый – Агрессоры. Они всегда выделяются: кричат, требуют, атакуют. Мы устаем не столько от них самих, сколько от попыток защититься.

Как перестать расходовать на это энергию и предотвратить выгорание? Пресечь агрессию. Некоторые психологи советуют выставить жесткие личные границы, однако данный метод – заведомо провальный. С точки зрения конфликтологии он не сработает.

-3

Поверьте, никакие границы не помогут уменьшить стресс от кричащего на вас человека. Гораздо проще заставить его перестать словесно нападать. Для этого существуют специальные методы: цитирование, амортизация и, конечно же, частичное согласие. Последнее – самая эффективная вещь.

Эти методы помогают создать впечатление закрытого триггера. Агрессия всегда направлена на достижение определенной цели. Если создать иллюзию, что она уже достигнута, человек успокоится. Таким образом, вы не тратите энергию ни на взаимную ругань, ни на защиту!

Как реагировать на Спасателей?

Знаете таких людей, которые постоянно дают советы? Слушаешь их и думаешь: «Зачем мне все это?». Ты уже и спасибо сказал, а они продолжают. Так вот, это Спасатели. И вымотать такое насильное причинение добра может не меньше, чем крик.

Что с этим делать? Самое верное - поблагодарить. Но не механически, а искренне выражая свою признательность. Дело в том, что у Спасателей тоже существуют определенные триггеры. Они будут донимать до тех пор, пока не поймут, что действительно помогли. Почему? Потому что эти люди подпитываются пониманием своей важности.

И единственный способ справиться с ними — дать им это ощущение.

Приведу простой пример. Недавно умер мой дедушка. Осталась бабушка, которую я очень люблю. Она — типичная представительница Спасателей старшего поколения, любящих делиться советами. Часто эти советы ориентированы на стиль жизни, который уже ушел в прошлое.

Например, бабушка копила текстиль и фарфор всю жизнь, что, естественно, мне не нужно. Могла бы я сделать вид, что мне это подходит? Конечно, но такой подход не имеет отношения к конфликтологии — это простое прогибание. Вместо него я выбрала более элегантный выход.

Она предложила мне взять что-то из комплектов постельного белья или наборов фарфора. Я отказалась, но уточнила, что у дедушки был замечательный перекидной календарь, который мне всегда нравился. Она отдала его, и теперь он стоит на моем рабочем столе. Так я забрала важное для меня воспоминание, не чувствуя, что меня «пожирают» советами. Бабушка, соответственно, тоже довольна. Это тактичный выход из ситуации.

Это можно делать не только физическими действиями, но и на словах. Важно передать человеку ощущение, что его помощь ценна. Выделить из его речи именно то, что действительно полезно, вместо того, чтобы притворяться.

Ключевая разница между конфликтологией и просто манипуляцией — не врать, а действовать и в свою пользу, и в пользу оппонента.

Учимся разговаривать с Жертвами

И если уж мы говорим о «пожирании мозга» , то есть те, кто делает это не просто ложками, а целыми половниками. Жертвы – третья позиция в треугольнике Карпмана.

Именно они в этой системе самые хитрые. Когда кто-то постоянно жалуется и ноет – это истощает душевные силы слушателя хуже некуда. В данной позиции часто стоят абьюзеры, которые заставляют вас испытывать вину за то, что сделали они сами.

На моем практикуме работа с Жертвами требует больше всего терпения и навыков. Есть миллион вариаций борьбы с ними, но, чтобы работать эффективно, важно знать несколько вещей.

-4

Во-первых, нужно научиться выявлять Жертв по триггерным фразам. И это не всегда очевидно. К примеру, есть ваша подруга, которая постоянно ноет и жалуется на отсутствие парня. А есть те, кто при разговоре роняет фразы типа: «Ты оскорбила меня, задела мое чувство собственного достоинства!». Во втором случае вы начнете сомневаться. Думать, что правда сделали что-то не то. Этого Жертва и добивается.

Потому первый навык, который мы разрабатываем на практикуме — уметь определить, как проявляется жертвенное поведение.

Второй этап — не дать Жертве втянуть вас в роль Агрессора или Спасателя. Это наиболее сложная фаза. Начали невольно давать советы? Стали Спасателем. Полностью отказываетесь от советов? Приняли роль Агрессора. Непростые перекрестки!

Чтобы избежать роли Спасателя, важно научиться давать советы с умом, не впадая в крайности. А вместо примерки роли Агрессора можно поэкспериментировать с игрой в поддавки. Это, кстати, один из любимых приемов Павла Воли и Ренаты Литвиновой. Что-то из разряда: «Ну да-да, сейчас я на тебя нападаю. Да, ты сейчас такой весь бедный и несчастный».

Еще один прием, часто используемый для вывода Жертвы из этой позиции — вынудить ее на активные действия. Это отличный метод, при котором вместо выслушивания рассказа о проблемах вы подталкиваете человека к размышлениям о том, как улучшить ситуацию. Но это уже, как вы понимаете, продвинутый уровень.

Что дальше?

Мы сейчас пробежались, что называется, «по верхушкам». Разобрали основные типы тех, кто может подпортить настроение и то, как выявить и пресечь их воздействие.

Надеюсь, тема пришлась вам по вкусу. Если хотите продолжить ее изучение, советую заглянуть в бесплатную памятку по конфликтологии.

-5

А если вы готовы освоить искусство манипуляций и научиться справляться с теми, кто выбивает вас из колеи, то приглашаю на мой практикум по самообороне. Это настоящий курс по конфликтологии, где мы рассмотрим все вопросы, связанные с манипуляциями — от маркетинговых до политических и личных. И будем много тренироваться в том, как применять теоретические знания на практике.

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)