Найти в Дзене

МС-21. Будущее наступило или регресс российской авиации?

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Санкции, никто из стран друг с другом не дружит, но еще больше никто не дружит с Россией. То машину новую не купить, то кроссовки приходится заказывать из Китая, то приложение Сбера приходится устанавливать через костыли на привычные яблочные смартфоны. А тем временем в авиации происходят тоже не самые лучшие события, которые влияют на отрицательные темпы роста в негативную сторону, с увеличенным коэффициентом уменьшения. Одним словом, современных самолетов у нас только наличие отсутствия, денег на это уходит все больше. И у российских конструкторов есть идеальное решение - МС-21.

МС-21

ОКБ Яковлева занимались разработкой не один год, самолет был представлен и на авиашоу Макс 2020 в Жуковском (мы тогда летали с жуткими задержками, еще и пандемия нарушала планы), а назвать его хотели изначально ЯК-242, но решили, что название не зайдет потребителю.

Что из себя представляет?

Узкофюзеляжный, среднемагистральный лайнер, два двигателя, ширина корпуса чуть более 4 метров. Модификации МС-21-200, МС-21-300, МС-21-400 как и всегда в авиапромышленности отличаются друг от друга длиной фюзеляжа, следовательно и количеством пассажирских кресел. От 33.8 м до 46.7 м. И кресел от 132 до 196. Ничего не напоминает?

Черт возьми, да это же аналог Airbus с их семейством 320 модели, конкретно моделей 319, 320, 321. А что с дальностью полета?

5100-6400 км по прямой без дозаправки. Запас топлива, плюс пассажиры, итого максимальная взлетная масса 87 230 кг. Опять, очень схоже со своими прямыми конкурентами: Airbus 320 (321)/Boeing 737-900.

-2

Да и салон, как под копирку от американских конкурентов. Хотя настолько светлый цвет салона не будет практичен при длительной эксплуатации в наших условиях.

Кресел по три штуки в блоке - стандартно для узкофюзеляжной техники. В хвостовой части видны печки, места крепления телег буфетно-кухонного оборудования, юнитов. Специалисты довольно быстро привыкнут к работе в свежем объекте. Только бы начали производить.

Даты разработки

Эскизный проект был представлен в далеком 1992 году, однако из-за перестройки и тотального дефицита всего, чего только можно, программа по разработке была свернута, хотя и длилась с 1993 по 1995 год.

Продолжились разработки лишь спустя более 10 лет, в 2010 году в ЦАГИ (Жуковский) были представлены разработки воздухозаборников для двигателей, в 2012 году Pratt & Whitney подписали соглашение на поставку двигателей для данного борта, в том же 2012 году первые модификации были представлены спецслужбам МВД и Министерству обороны, правда, с двигателем ПД-14, нашей российской разработки.

А в 2014 году Иркутский филиал приступил к сборке первых моделей для широкой публики.

В 2016 году из ангара в Иркутске выкатили первый образец, способный летать. Торжественное событие, которого ждали с 1992 года, то есть 24 года.

Первый свой самостоятельный полет МС-21 совершил лишь через год, в 2017. Под руководством летчиков-испытателей Олега Кононенко и Романа Таскаева самолет поднялся на высоту в 1000 метров, скорость 300 км/ч, время полета - 30 минут. Машина показала себя достойно. В том же году опытный образец по небу добрался до аэропорта Жуковский, где находится ЛИИ имени Громова. Там самолет продолжили, что называется, "допиливать".

По официальным планам массовое производство было назначено на 2017-2019 год, однако позже сроки сдвинулись на 2020 год, как сообщил Рогозин. К слову, в 2009 году на авиашоу Макс-2009 заместитель гендиректора ОКБ Яковлева Аркадий Гуртовой заявлял, что производство начнется уже в 2016 году. Но, не судьба. В 2018 году США, опасаясь конкуренции из лайнерам из Сиэтла (Это я про Boeing), ввели санкции против одного из заводов поставщиков композитных материалов для МС-21.

В феврале 2019 года Сергей Чемезов, глава корпорации РОСТЕХ сообщил, что начало серийного производства сдвинется на 2020 год, позже срок был перенесен на 2024 год. 32 года...

Двигатели

Двигателей на выбор будет аж два разных варианта:

Pratt&Whitney, которыми комплектуется Boeing 737. Надежные, проверенные временем моторы, достаточно экономичные, имеется запас по запчастям, одним словом - надо брать.

ПД-14. Турбовентиляторный двигатель, аналог первого, имеются разные варианты, устанавливаемые на машины МС-21, Сухой Суперджет, Ту-214, Ту-204, БЕ-200 и тд.

-3

Свежий продукт, интересный, с необходимым набором конструктива, присущим современным моторам. Разработку начали в 2006 году, сейчас выпускается.

Производство и поставки

Известный всем Сергей Чемезов, глава Ростеха, обещает, что в 2027 году производство выйдет на уровень в 76 машин в год. До этого будет выпущено 32 и 12 самолетов в 2025 и 2024 году, соответственно. Что же, будем посмотреть.

Изначально было заявлено, что в 2023 году самолеты пройдут сертификацию в EASA, первыми образцы получат "Аэрофлот", "ИрАэро" и "Red Wings". На деле же, что видел я лично своими глазами - пара машин в ливрее АК "Россия", один из которых стоял на обслуживании в Жуковском, другой замечен коллегами в Шереметьево.

-4

Как видно на фото, рядом стоит еще один экземпляр МС-21, зачехленный и выключенный. Ждем скорейшей покраски в ливрею и выпуска в небо.

Мое мнение на этот счет

Да, времена настали нелегкие, сейчас авиация проходит сильнейшую экономическую турбулентность за все время после 1991 года, это подтверждают и многие пассажиры, и сотрудники отдела бухгалтерии, и технический состав. Цены вырастают кратно, доходы на скромные проценты.

МС-21 полный аналог А320 и В737, те же дальности полетов, схожие размеры и пассажировместимость. В середине 2010-х годов никто о нем не говорил всерьез, компании успешно и исправно использовали аналоги из США и Европы, имея свой запас деталей, а при необходимости легко его пополняли прямыми поставками. Сейчас картина иная: любой механизм, машина, агрегат, самолет имеют свой срок службы, и постепенно это срок подходит к концу, машины требуют и обслуживания, и ремонта. Поставки запчастей затруднены, что-то приходится ремонтировать, а не менять, что-то доставать по заоблачным ценам из-за сложной логистики. Каждый зарабатывает как может.

Да, что Bоeing, что Airbus себя отлично зарекомендовали в работе по России, однако вечного не существует ничего, а если санкции сняты не будут, то машины с маркировкой МС-21 будут нужны как воздух, иначе окажется, что летать просто не на чем.

Были ли у МС-21 катастрофы? Ага, были. В 2021 году при испытательном полете в момент посадки один из бортов выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Жуковском. Да и все. Меньше, чем у СуперДжета, тот вообще с собой к праотцам унес несколько человек из-за ошибок пилотирования.

-5

В этом году автомобили из Китая заполонили российские дороги, сейчас Chery можно встретить чаще, чем Mitsubishi, возможно, если данные Сергеем Чемезовым обещания будут сдержаны, то через пару лет наши перевозчики смогут отказаться от использования "американцев" и "европейцев" и перейти на "россиянина". Все-таки разработка длиною в жизнь, с момента первых набросков до начала масштабного производства 33 года.

Развитие идет, но как обычно - очень небыстро. Надеюсь, что здесь как в пословице: "Русские долго запрягают, но быстро едут". А пока что летаем на том, что еще у нас есть и смотрим в небо своими глазами. Глазами, полными надежды.

Благодарю за внимание и ваши подписки, до встречи на борту, называйте промокод "Говорит старший бортпроводник" и получайте кофе с шоколадом. И хорошего вам рейса!

-6