Игра началась.
- Учёные, исследующие последние мгновения жизни мозга, получили новое представление о «волне смерти», которая возникает перед тем, как мозговая деятельность полностью прекращается.
- Когда нейронная активность прекращается, это происходит не внезапно, а постепенно.
- Исследователи надеются обеспечить функционирование мозга даже при отказе сердца и лёгких.
Мозг не отключается, как тумблер, даже когда приближается смерть. В то время как другие органы, а именно сердце и легкие, останавливаются внезапно, мозг мерцает активными нейронами в «волне смерти», пока не достигнет состояния электрического молчания.
Исследователи мозга в Париже работают над тем, чтобы лучше понять эти каскадные изменения, которые происходят, когда мозг лишён кислорода, а также что они означают для нашей концептуализации смерти. Результаты, опубликованные в журнале Neurobiology of Disease, показывают, где эта волна возникает и как мы потенциально можем её предотвратить.
Стефан Шарпье (Stephane Charpier), руководитель исследовательской группы Парижского института мозга и автор исследования, говорит в официальном заявлении, что теперь ее команда знает «что плоская ЭЭГ не обязательно означает окончательное прекращение функций мозга». Это означает, что есть надежда на то, что мы способны поддерживать работу находящегося в состоянии кислородного голодания мозга даже дольше, чем ожидалось.
Когда мозг перестает получать кислород, запасы аденозинтрифосфата (АТФ), которые служат топливом для клеток, быстро истощаются. Дальше все становится немного хаотичным. Электрические балансы выходят из строя, и выделяется огромное количество химических веществ.
«Нервные цепи, кажется, сначала отключаются», — сказала в заявлении Северин Махон (Severine Mahon), еще один автор статьи, — «затем мы видим всплеск мозговой активности — в частности, увеличение гамма- и бета-волн. Эти волны обычно связаны с сознательным опытом. В этом контексте они могут быть вовлечены в околосмертные переживания, о которых сообщают люди, пережившие остановку сердечно-легочной деятельности».
Как только процесс начинается, активность нейронов снижается до тех пор, пока мозг полностью электрически не умолкнет. Но это ещё не конец, потому что пришло время «волны смерти», которая полностью меняет функции и структуру мозга. «Это критическое событие, называемое аноксической деполяризацией, вызывает гибель нейронов во всей коре», — заявил в своем заявлении Антуан Картон-Леклерк (Antoine Carton-Leclercq), первый автор исследования. «Подобно лебединой песне, это настоящий маркер перехода к прекращению всей мозговой активности».
И теперь мы знаем, откуда это взялось. Исследователи обнаружили (изучая крыс), что волна возникает в части мозга, именуемой неокортексом — области, которая составляет большой процент вашего мозга, и которую можно разделить на шесть слоёв.
«Волна смерти», судя по всему, зарождается в пятом слое, глубоко в ткани неокортекса. «Мы наблюдали ту же самую динамику в различных экспериментальных условиях», — сказала Махон, — «и полагаем, что она может существовать и у людей».
Почему этот феномен зарождается так глубоко в мозгу? Учёные считают, что эта «волна смерти» начинается на пятом слое, потому что нейроны в этом слое имеют исключительно высокую потребность в кислороде. Но похоже, что восстановление притока кислорода может обратить вспять хотя бы некоторые из этих эффектов. Когда команда реоксигенировала мозг крыс, клетки восполняли запасы АТФ и восстанавливали синаптическую активность.
А это значит, что есть надежда, что волну можно остановить. Картон-Леклерк сказал, что исследователи уже знали, что функцию мозга можно защитить, если пациента реанимировать достаточно быстро. Но хотя на то, чтобы точно определить, как остановить эту волну, может потребоваться время, знание того, откуда она исходит, в итоге может помочь сохранять функцию ещё эффективнее.
«Это новое исследование расширяет наше понимание нейронных механизмов, лежащих в основе изменений в активности мозга по мере приближения смерти», — говорит в заявлении Шарпье. «В настоящее время установлено, что с физиологической точки зрения смерть — это процесс, на который требуется время… и что в настоящее время невозможно строго отделить её от жизни».
«Теперь нам необходимо установить конкретные условия, при которых эти функции могут быть восстановлены, — продолжает Шарпье, — и разработать нейрозащитные препараты для помощи в реанимировании в случаях сердечной и легочной недостаточности».
Автор — Тим Ньюкомб (Tim Newcomb).
Перевод — Андрей Прокипчук, «XX2 ВЕК».
Вам также может быть интересно: