Найти в Дзене

Что такое постимпрессионизм? Шпаргалка по направлению в живописи

Оглавление

В начале XX века на смену световоздушному импрессионизму в живописи наступила эпоха постимпрессионизма.

Постимпрессионисты не имели общей творческой задачи и не были представителями какой-то единой художественной школы.

При этом они оказали серьёзное влияние на развитие изобразительного искусства и создали основу для многих последующих направлений в живописи авангарда, модернизма и постмодернизма.

В этой статье мы рассмотрим основные отличия и познакомимся с главными художниками постимпрессионизма.

Поль Сезанн. Дорога с горой Сент-Виктуар. 1870 год. Холст, масло, 80 см × 129 см. Новая пинакотека, Мюнхен.
Поль Сезанн. Дорога с горой Сент-Виктуар. 1870 год. Холст, масло, 80 см × 129 см. Новая пинакотека, Мюнхен.

Термин «постимпрессионизм» (от фр. postimpressionisme — после импрессионизма) появился благодаря художественному критику Роджеру Фраю.

В 1910-м году он организовал выставку современного французского искусства в Лондоне, которую назвал «Мане и постимпрессионизм».

В ней приняли участие Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек и другие художники.

Анри де Тулуз-Лотрек. Салон на улице Мулен. 1894 год. Холст, масло, 111,5 см × 132,5 см. Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Анри де Тулуз-Лотрек. Салон на улице Мулен. 1894 год. Холст, масло, 111,5 см × 132,5 см. Музей Тулуз-Лотрека, Альби.

Художники этого направления постоянно искали новые и, по их мнению, более созвучные времени выразительные средства.

Поля Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм. Он пришёл к выводу, что все предметы можно изобразить, используя шар, конус и цилиндр. Его пейзажи и натюрморты имеют жёсткую условную структуру.

Поль Сезанн. Натюрморт с кувшином молока и фруктами. 1900 год. Холст, масло, 45,8 см × 54,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Поль Сезанн. Натюрморт с кувшином молока и фруктами. 1900 год. Холст, масло, 45,8 см × 54,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Поль Гоген создал так называемый «синтетизм» — художественное течение внутри постимпрессионизма. Оно объединяет внешний вид изображаемого, чувства художника по отношению к изображаемому, эстетичность линий, формы и цвета. Произведения Поля Гогена яркие и красочные.

Поль Гоген. Пейзаж у Ле Пульду. 1890 год. Холст, масло, 73,3 см × 92,4 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Поль Гоген. Пейзаж у Ле Пульду. 1890 год. Холст, масло, 73,3 см × 92,4 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Картины Винсента Ван Гога построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях.

Своими картинами он пытался показать красоту окружающего мира.

Винсент ван Гог. Цветущие ветки миндаля. 1890 год. Холст, масло, 73,5 см × 92 см. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.
Винсент ван Гог. Цветущие ветки миндаля. 1890 год. Холст, масло, 73,5 см × 92 см. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.

Анри де Тулуз-Лотрек прославился благодаря своим рекламным афишам для кабаре «Мулен Руж». Художник стал одним из тех, кто возвысил жанр рекламного плаката до уровня настоящего искусства.

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж». 1890 год. Холст, масло, 115,6 см × 149,9 см. Художественный музей Филадельфии.
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж». 1890 год. Холст, масло, 115,6 см × 149,9 см. Художественный музей Филадельфии.

Чем отличается постимпрессионизм?

Постимпрессионизм — это, по сути, общее название различных течений в живописи, которые появились после импрессионизма: кубизма, пуризма, символизма, фовизма, экспрессионизма.

Поэтому строгие отличия, как, например, в классицизме, барокко или рококо, выделить нельзя.

Но распознать картину постимпрессионистов все-таки можно по следующим признакам:

— Персонажи и предметы условные и плоские.

— Время как бы остановилось.

— Яркие цветовые пятна, игра красок.

— Кажется, что рисунок создал ребёнок.

— Нет перспективы и объёма.

— Чувствуются внутренние переживания художника.

Поль Гоген. Сборщики водорослей. 1889 год. Холст, масло, 87 см × 123 см. Музей Фолькванг, Эссен.
Поль Гоген. Сборщики водорослей. 1889 год. Холст, масло, 87 см × 123 см. Музей Фолькванг, Эссен.

Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Художники продолжали искать и экспериментировать.

Каждая линия, форма и цвет передавали чувства постимпрессионистов, их переживания и восприятие реальности.

Также рекомендую прочитать:

Анри де Тулуз-Лотрек: трагичная судьба и правдивое творчество звезды французского постимпрессионизма

Живопись эпохи романтизма: главные отличия, художники и картины

Как отличить барокко от рококо? Шпаргалка по стилям в искусстве

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ