Найти тему

Живопись эпохи романтизма: главные отличия, художники и картины

Оглавление

Романтизм — не просто стиль, а настоящий культурный переворот и влиятельное направление в живописи. Оно охватило почти все европейские страны в первой половине XIX века.

Если классицизм — это строгость форм, барокко — пышная торжественность, то романтизм — это погоня за мечтой, природная сила, мятежные и страстные герои.

Давайте отправимся по их следам навстречу буре и ярким переживаниям.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 год. Холст, масло. 260 см × 325 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 год. Холст, масло. 260 см × 325 см. Лувр, Париж.

В центре полотна мы видим женщину, известную как Марианна — символ Французской республики и олицетворение девиза «Свобода. Равенство. Братство». Художник создал картину осенью 1830 года в честь трёхдневной Июльской революции.

Как написал сам Делакруа в письме своему брату: «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для неё писать».

Эжен Делакруа. Автопортрет. 1837 год. Холст, масло. 65 см × 54,5 см.
Эжен Делакруа. Автопортрет. 1837 год. Холст, масло. 65 см × 54,5 см.

«Романтики мечтали о ярких красках, о пурпуре, о крови. Они искали света, движения, отваги, глубоко презирали корректность, педантичность и бесцветность прежних художников. Они требовали, чтобы внутренний пламень озарял и освобождал формы».

Рихард Мутер — известный немецкий искусствовед.

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819 гг. Холст, масло. 491 см × 716 см. Лувр, Париж.
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819 гг. Холст, масло. 491 см × 716 см. Лувр, Париж.

Одна из самых известных картин французского романтизма. Сюжетом для неё послужили реальные события, произошедшие в июле 1816 года.

После крушения фрегата «Медуза» командование оставило на произвол судьбы значительную часть экипажа — около полутора сотни человек.

На спешно построенном плоту они две недели боролись за выживание, сражаясь с океаном, голодом и страхом перед гибелью. В итоге в живых осталось только пятнадцать человек.

Романтизм — это всегда некая форма противостояния человека и среды. Противостоять среде можно по-разному, откровенно вступая с ней в конфликт или удалиться, наблюдая, чувствуя и сопереживая со стороны.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год. Холст, масло. 94,8 см × 74,8 см. Kunsthalle, Гамбург.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год. Холст, масло. 94,8 см × 74,8 см. Kunsthalle, Гамбург.

Хрестоматийная картина романтического направления. Здесь нет героев, ведущих к свободе или сражающихся со стихией, только внутренний мир человека, его индивидуальность.

Эта картина — больше, чем просто красивый пейзаж. Здесь природа — это внешнее выражение чувств и настроения изображённого героя.

То же самое можно сказать и о следующем произведении немецкого художника.

Каспар Давид Фридрих. Девушка, наблюдающая рассвет (или «Девушка, наблюдающая закат»). Ок. 1818–1820 гг. Музей Фолькванг, Эссен.
Каспар Давид Фридрих. Девушка, наблюдающая рассвет (или «Девушка, наблюдающая закат»). Ок. 1818–1820 гг. Музей Фолькванг, Эссен.

Пять признаков того, что перед вами романтическая картина

1. Глобальная катастрофа, граничащая с концом света

Художники-романтики стремились показать или вызвать сильные, яркие эмоции. Лучший способ произвести впечатление — показать вселенский потоп, масштабный пожар или приближающийся конец света.

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 год. Холст, масло. 246,5 см ×319 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 год. Холст, масло. 246,5 см ×319 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

2. Толпы людей, попавшие в плен стихии, революции, масштабного сражения

Художники-романтики часто изображали столпотворение, возникшее в результате неуправляемых событий. Эти люди не могут повлиять на происходящее и бегут, чтобы спастись.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 год. Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 год. Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

3. Ночной пейзаж

Ночь — это таинственное идеальное время для человека чувствующего и созидающего. Очень часто её изображали художники-романтики.

Йохан Кристиан Даль. Вид на Дрезден при лунном свете. 1839 год. Холст, масло. 78 см × 130 см. Galerie Neue Meister.
Йохан Кристиан Даль. Вид на Дрезден при лунном свете. 1839 год. Холст, масло. 78 см × 130 см. Galerie Neue Meister.

4. Огромные панорамы, бури и тучи

Просторы, контраст между маленьким и большим, грозы в горах, штормы на море, тяжёлые тучи — все это мы можем увидеть на картинах романтиков.

Альберт Бирштадт. Буря в горах. Ок. 1870 года. Museum of Fine Arts, Boston.
Альберт Бирштадт. Буря в горах. Ок. 1870 года. Museum of Fine Arts, Boston.

5. Беспокойные волны и кораблекрушения

Крушение кораблей, бурное море — одни из самых популярных романтических сюжетов. Вспомните «Девятый вал» Ивана Айвазовского.

Фрэнсис Дэнби. Кораблекрушение. Ок. 1850 года. Холст, масло. 31,8 см × 40,6 см.
Фрэнсис Дэнби. Кораблекрушение. Ок. 1850 года. Холст, масло. 31,8 см × 40,6 см.

И напоследок.

Хотелось бы завершить статью не общими выводами, а общеизвестным стихотворением

М. Ю. Лермонтова. Эти строки звучат как главная песня эпохи романтизма:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Также рекомендую прочитать другие статьи, посвящённые стилям в искусстве:

Что такое классицизм

Как отличить барокко от рококо

Маньеризм в живописи

-11

Кстати! У нас весь месяц — черная пятница, так что делимся «черной» подборкой курсов от нашего факультета для всех, кто любит искусство: - Как понимать искусство - Искусство от истоков до наших дней - Современное искусство и Арт-мир - Организация выставок от А до Я - Как заработать на искусстве - Арт-коллаборации вчера и сегодня - Символ, символика и мистика в искусстве

Выбирайте любую программу со скидкой до 90% на нашем сайте Кроме того, отличная возможность получить бесплатный демо-доступ к абсолютно всем курсам на распродаже. Нужно просто зайти на наш сайт и оставить заявку. Без подарков тоже не обошлось. Совсем скоро будем разыгрывать курс «Как понимать искусство». Если хотите поучаствовать, подписывайтесь на наш телеграм-канал, розыгрыш будет проходить там.

ПОДПИСАТЬСЯ