Найти тему
Пушкинский музей

Исследование двух картин серии «Руанский собор» Клода Моне позволяет раскрыть особенности живописной техники мастера

Исследование двух картин серии «Руанский собор» Клода Моне из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет раскрыть особенности живописной техники мастера. А изучение физических и химических свойств красочного слоя – определить, какими материалами пользовался художник, каким краскам он отдавал предпочтение, как наносил краску на холст и даже сколько времени он тратил на создание той или иной работы.

Специалистами были взяты пробы красочного слоя. С помощью поляризационного микроскопа был проведен анализ их структуры. Он подтвердил, что две картины одной серии значительно отличаются друг от друга. В «Руанском соборе в полдень» насчитывается до двадцати слоев, которые художник наносил как по сырой краске, так и по просохшей. А в «Руанском соборе вечером» – всего три-пять.

Моне уделял особое внимание живописной фактуре. Он любил использовать свинцовые белила, которые быстро высыхали и позволяли высветлить гамму. В попытках достичь нужного тона художник выдавливал краски прямо из тюбиков и, не добавляя растворитель, наносил их друг на друга то впритирку, то густыми наложениями мазков. Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы над картинами. Клода Моне интересовали преимущественно световые и тональные эффекты, передаче которых он уделял много времени.

📍Подробнее о проекте «"Руанские соборы" Моне»

Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – LG