Исследование двух картин серии «Руанский собор» Клода Моне из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет раскрыть особенности живописной техники мастера. А изучение физических и химических свойств красочного слоя – определить, какими материалами пользовался художник, каким краскам он отдавал предпочтение, как наносил краску на холст и даже сколько времени он тратил на создание той или иной работы.
Специалистами были взяты пробы красочного слоя. С помощью поляризационного микроскопа был проведен анализ их структуры. Он подтвердил, что две картины одной серии значительно отличаются друг от друга. В «Руанском соборе в полдень» насчитывается до двадцати слоев, которые художник наносил как по сырой краске, так и по просохшей. А в «Руанском соборе вечером» – всего три-пять.
Моне уделял особое внимание живописной фактуре. Он любил использовать свинцовые белила, которые быстро высыхали и позволяли высветлить гамму. В попытках достичь нужного тона художник выдавливал краски прямо из тюбиков и, не добавляя растворитель, наносил их друг на друга то впритирку, то густыми наложениями мазков. Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы над картинами. Клода Моне интересовали преимущественно световые и тональные эффекты, передаче которых он уделял много времени.
📍Подробнее о проекте «"Руанские соборы" Моне»
Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – LG