Найти тему

В Музее городской скульптуры состоялось представление каталога выставки «Просим снять»

В нынешнем году исполнилось 105 лет Ленинскому плану монументальной пропаганды, который предполагал установку по всей Советской России, в том числе в Пет­рограде, памятников революционерам, общественным деятелям, ученым, писателям, художникам. В честь этой даты была организована выставка, для которой пять студентов факультета скульптуры Академии художеств воссоздали четыре памятника — Добролюбову, Герцену, Перовской, Чернышевскому и композицию «Великий металлист». Оригиналы были установлены в 1918 – 1919 годах и просуществовали всего несколько лет. Самый короткий век — полгода — оказался у бюста Софьи Перовской скульптора Орландо Гризелли — единственного иностранного участника плана монументальной пропаганды. Его футуристический объект был установлен на площади Восстания и затем снят по просьбам трудящихся. Отсюда и название проекта «Просим снять», которым руководит Наталия Яблонская, возглавляющая отдел «Невский,19».

В каталоге много редких фотографий, предоставленных Цент­ральным архивом кинофотофонодокументов Петербурга. Екатерина Карпова, старший научный сотрудник музея, подробно пишет об истории создания пяти памятников и об их авторах. Скульптор Павел Игнатьев, руководивший работой студентов, сообщает, как молодые люди, прежде не слышавшие о плане монументальной пропаганды, «вживались в образ», сначала знакомясь со всеми доступными источниками и только потом приступив к работе в мастерской.

Но главная ценность академического, на первый взгляд, каталога видится мне в другом. Неслучайно первая статья данного издания названа ее автором старшим научным сотрудником музея Надеждой Ефремовой «Некоторые современные аспекты Ленинского плана монументальной пропаганды». Суть финальной части этого текста состоит в том, что неплохо бы извлечь уроки из событий столетней давности, использовать опыт прошлого. Чтобы устанавливать памятники по итогам широких творческих конкурсов, проводимых (лучше всего) государством, с предварительной установкой моделей в натуральную величину. Например, модель памятника Георгию Плеханову стояла в сквере у Казанского собора для всеобщего обозрения, и только потом бронзовую отливку установили у главного здания Технологического института.

Следом за статьей Ефремовой факсимильно воспроизведен газетный текст с постановлением Совнаркома от 30 июля 1918 года, утвердившего список лиц, которым «предложено поставить монументы». Всего там 66 имен, среди художников — Кипренский и Врубель, но нет Брюллова и передвижников, среди композиторов — Мусоргский, но нет Чайковского.

Также факсимильно представлена статья Николая Пунина, известного музейщика и искусствоведа, из журнала «Искусство коммуны» от 9 марта 1919 года. Если оставить за скобками полемический задор автора, фаната русского авангарда, то смысл его послания такой: хотите устанавливать в Петрограде фигуративную скульптуру — посмотрите прежде вокруг, на работы предшественников. Вы уверены, что выдержите с ними конкуренцию?

При всей условности сопоставлений Ленинского плана монументальной пропаганды и утвержденного через 100 лет списка выдающихся личностей, которым устанавливают памятники в Петербурге, они имеют важную общую черту. Речь идет о госзаказе, которому должны предшествовать неспешный конкурс и обсуждение его результатов как широкой общественностью, так и профессиональным сообществом. Скромные, мягко говоря, результаты последних конкурсов на памятники Шаляпину и Анд­рееву подтверждают этот тезис.