Найти тему
Живописные истории

«Нимфа и Сатир» Доссо Досси

Эта загадочная и поэтичная картина имеет особое историческое значение, поскольку, как предполагается, это самое раннее известное произведение итальянского художника Доссо Досси (1489–1542).

Сильно напоминающая по стилю Джорджоне (1477/78–1510), она вполне могла быть написана в Венеции под его непосредственным влиянием, за несколько лет до того, как Досси переехал в Феррару в 1512 или 1513 году.

Джорджоне «Лаура»
Джорджоне «Лаура»

Удаление обширной перекраски в 1981-82 годах, к сожалению, подтвердило очень изношенное состояние работы, и что сохранилась лишь малая часть первоначальной картины.

Но были и хорошие новости – удалось выявить ряд ранее скрытых деталей, среди которых листья, вплетенные в прическу женской фигуры.

Доссо Досси «Нимфа и Сатир», 1508/09 гг.
Доссо Досси «Нимфа и Сатир», 1508/09 гг.

Сюжет картины обычно описывался как сатир, преследующий нимфу, другими словами, как типичный эпизод классической мифологии с участием двух её стандартных персонажей.

Американский искусствовед Колин Эйслер, желая более точной идентификации, определили главных действующих лиц как Сатира и Лиду, описанных древним буколическим поэтом Мосхом.

В то время, как историк искусства Фелтон Гиббонс видел их, как Юпитера в облике сатира и Антиопу, признавая, правда, что в классической мифологии зафиксировано много встреч прекрасных девушек и полузверей, и фигурам Доссо не хватает атрибутов, позволяющих провести точную идентификацию.

Специалист по итальянской литературе Эдмунд Гарднер предположил, что этот эпизод основан не на классической мифологии, а на поэме «Orlando furioso / Неистовый Роланд» современного художнику поэта Лудовико Ариосто, и что персонажами являются Анжелика и её муж-сарацин Медоро.

При такой интерпретации кольцо, подвешенное на цепочке на шее женщины – волшебное кольцо Анжелики, упомянутое в нескольких эпизодах поэмы Ариосто, а преследующий мужчина – сам Роланд, превратившийся в зверя из-за безумия.

Достоинством этого видения картины является то, что оно учитывает детали (кольцо); но не объясняет, почему Анжелика, восточная принцесса, которая сдала многих христианских и сарацинских принцев в плен куртуазной любви, была изображена полуобнаженной.

Да и кроме того, Анжелика убегала от безумного Роланда верхом.

В любом случае, сюжет из «Неистовый Роланд», который был начат примерно в 1506 году и опубликован в 1516 году, может быть исключен, если картина датируется, как это принято на данный момент, примерно 1508/09 годами.

Картину лучше всего интерпретировать так, как подразумевает ее традиционное название «Нимфа и сатир»: как работа гениального художника в манере Джорджоне, который, черпал вдохновение в классической мифологии, не стремясь проиллюстрировать какой-либо конкретный её эпизод.

Как и в случае с Джорджоне и Леонардо до него, по крайней мере частично намерение художника при выборе своих фигур состояло в том, чтобы создать выразительный контраст типов, в данном случае между красивой молодой женщиной и гротескным, похожим на животное мужчиной.