За долгую адвокатскую практику в области жилищных правоотношений я часто встречался с ненормативными правовыми актами о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий очередников. Когда-то такие действия органов муниципальной власти были правомерными, но чаще нет.
Примеров с различными обстоятельствами, когда суды восстанавливают права нуждающихся и отменяют постановления и иные акты органов жилищной власти на местах, весьма много, и все они базируются, пусть на схожих, но, тем не менее, на разных основаниях. Сегодня я, адвокат Олег Сухов, расскажу об одном из них, самым частым. Касается он, как обычных очередников, так и участников различных жилищных программ, в том числе «Обеспечение жильем молодых семей».
Прежде всего, действительная проверка критериев, по которым очередников ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, начинается незадолго до предоставления жилья или выделения субсидии. Безусловно, ежегодная проверка проводится, но как показывает практика, является она формальной и ничего не выявляет. Однако, как только очередь нуждающихся подходит к моменту улучшения их жилищных условий, вдруг выясняются обстоятельства, что и на учет очередников поставили неправомерно, и все это время органы муниципальной власти подтверждали свою неправомерность. Чтобы было понятнее, приведу пример. Семью ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно проверяя все документы и подтверждая законность статуса нуждающихся. При этом, к моменту, когда очередь начинает приближаться к предоставлению жилья или денежной субсидии, выясняется, что за несколько лет (но не более 5) до постановки на учет, один или несколько членов семьи избавились от каких-то имеющихся у них на тот момент квадратных метров, а соответственно, ухудшили жилищные условия до истечения пяти лет с даты постановки на учет. Что является основанием снятия с очереди в соответствии со статьями 53 и 56 Жилищного кодекса РФ.
Формально, органы муниципальной власти в таких ситуациях действуют, вроде как законно. Поэтому действуют смело и без сомнения. Однако, в последние несколько лет суды стали не соглашаться с таким трактованием и применением указанных норм жилищного законодательства.
Суды исходят из правильной, на мой взгляд, позиции, которая гласит следующее:
законным снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий будет только в том случае, если органы муниципальной власти смогут доказать, что ранее случившееся ухудшение было намеренным действием очередника, который действовал с одной целью - встать на учет нуждающихся. Если же такое обстоятельство установлено не будет, более того, будет установлено, что в момент ухудшения жилищных условий очередник еще не планировал и не мог планировать постановку на учет нуждающихся, снятия его с учета будет неправомерным.
Тем более, правильной является указанная позиция судей в связи с тем, что нормы, на которые опираются органы муниципальной власти при снятии с учета нуждающихся очередников, напомню, это статьи 53 и 56 Жилищного кодекса РФ, не предоставляют им такого права и трактуются с превышением их императивности.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, помните, у вас три месяца на обжалование в суде ненормативного правового акта органа муниципальной власти, снявшего вас с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.