Найти тему
Порцелиновый фан

Афанасьева Любовь Родионовна (1930-2017). Художник ЛФЗ.

Начало жизни Любови Родионовны было стандартным для ленинградки 1930-го года рождения - война, эвакуация в 1942-м году, возвращение в Ленинград в 1944-м. Точкой, определившей её судьбу, стало поступление в 1946-м году в ЛВХПУ (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Училище технического рисования барона Штиглица). Очевидно, что именно там ей, что называется, "поставили руку" - научили делать очень точный мелкий, выверенный мазок в росписи керамических изделий в несколько дореволюционной манере. Такая работа требовала хорошего глазомера и твёрдой руки, рисунок получался ручной (что было заметно сразу), кропотливый и декоративный. Кажется, что с такой "рукой" единственный путь - расписывать высокохудожественные изделия на ЛФЗ. Но Л.Р. Афанасьева устроилась художником на Опытный завод "Фарфор" при ГИКИ (ЛЗФИ), проработала на нём почти 16 лет, и только в 1970-м году перешла работать на ЛФЗ.

Сохранились фотографии из училища. 1950-го года - в мастерской майолики. 1951-го года - в аудитории рисунка. 1954-го года - обсуждение дипломной работы Л.Р. Афанасьевой с одногруппником Брониславом Быструшкиным. Её одногруппницами были также Нина Павловна Славина (Пещерова, с 1977 по 1985 гг. - главный художник ЛФЗ) и Ирина Владимировна Бессонова (Тверитинова, художник Художественной лаборатории ЛФЗ). Всех четверых впоследствии связывала многолетняя дружба.

1950. 4 курс ЛВПХУ, мастерская майолики. Крайняя справа - Нина Павловна Славина (Пещерова). Рядом (вторая справа) - Людмила Родионовна Афанасьева.
1950. 4 курс ЛВПХУ, мастерская майолики. Крайняя справа - Нина Павловна Славина (Пещерова). Рядом (вторая справа) - Людмила Родионовна Афанасьева.
В аудитории рисунка. 1951. Справа восьмая сверху за парапетом - Людмила Родионовна Афанасьева. Справа пятая снизу - Нина Павловна Славина. Седьмая справа снизу - Ирина Владимировна Бессонова (Тверитинова). Четвёртый слева за парапетом - Бронислав Дмитриевич Быструшкин.
В аудитории рисунка. 1951. Справа восьмая сверху за парапетом - Людмила Родионовна Афанасьева. Справа пятая снизу - Нина Павловна Славина. Седьмая справа снизу - Ирина Владимировна Бессонова (Тверитинова). Четвёртый слева за парапетом - Бронислав Дмитриевич Быструшкин.
Л.Р. Афанасьева и Б.Д. Быструшкин за обсуждением дипломной работы Л.Р. Афанасьевой (Чайно-кофейный комплект). 1954. Отдельно о Б.Д. Быструшкине статей на канале не выходило, но его деятельность 1957-1963 гг. освещалась в статье, посвящённой предприятию "Красный фарфорист" послевоенного периода (как раз в обозначенные годы он там работал художником-скульптором).
Л.Р. Афанасьева и Б.Д. Быструшкин за обсуждением дипломной работы Л.Р. Афанасьевой (Чайно-кофейный комплект). 1954. Отдельно о Б.Д. Быструшкине статей на канале не выходило, но его деятельность 1957-1963 гг. освещалась в статье, посвящённой предприятию "Красный фарфорист" послевоенного периода (как раз в обозначенные годы он там работал художником-скульптором).

В 1950-е годы для выпускников ЛВХПУ наступил сложный период - их в течении ряда лет обучали работе в "имперской" эстетике нанесения сложных рисунков ручной росписи специальными цветными фарфоровыми красками, а работать пришлось в эстетике МИНИМАЛИЗМА и максимальной ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ... Естественно, у людей, не разбирающихся в МИНИМАЛИЗМЕ, для которых эстетика МИНИМАЛИЗМА была чужда, вряд ли могли получиться какие-то выдающиеся работы. Средний уровень - да. Таковы её "Курительный прибор" (1959) и "Туалетный набор" (1961)...

ЛЗФИ. Ваза "Чайки". 1960-е...
ЛЗФИ. Ваза "Чайки". 1960-е...
Ваза "Нарядная". 1969.
Ваза "Нарядная". 1969.

Новое дыхание открылось у Афанасьевой в 1970-м году, когда она наконец-то пришла работать в ЛФЗ, где к тому времени уже года три как произошёл отказ от МИНИМАЛИЗМА, и где её совершенно не утерянная "имперская" техника оказалась крайне востребована. И то - произошло сие не сразу - сначала она воспроизводила технику, к которой привыкла за время работы на ЛЗФИ. Таковы её предметы из набора "Птица Серебристая" (1971), где эстетика её росписи как бы продолжает эстетику конца 1960-х годов.

По-настоящему талант Л.Р. Афанасьевой раскрылся с приходом на должность главного художника ЛФЗ и руководителя Художественной лаборатории завода её давней подруги и однокашницы по Училищу Нины Павловны Славиной. Любовь Родионовна получила карт-бланш на создание практически любых сюжетов и тем, и вот что из этого вышло.

Интерес представляют вазы и вазочки, расписанные Л.Р. Афанасьевой в начале "восьмидесятых годов"... Тут видно, что "ручки-то помнят" всё, чему учили её мастера в бывшем училище барона Штиглица. Всё техническое мастерство осталось при ней. Роспись роз и листьев визуально очень похожи на сложную технику Чехонина, которой многие восторгались в 1920-х годах. Это показатель класса.

Любимыми композициями Л.Р. Афанасьевой стали растительные мотивы, тема осени, разноцветной осенней листвы, а также тема урожая. В какой-то мере это было возвращение (хоть и неявное) к СТАЛИНСКОМУ АМПИРУ, когда признаком счастья считалась сытая жизнь, богатый урожай, а подчас и просто отсутствие голода. Для людей, переживших голод Войны, особенно для детей-блокадников, каковыми были и Славина, и Афанасьева, такое видение счастья было естественным. Итак, начиная с конца 1970-х основными темами в творчестве Афанасьевой выступают осень, растения, листва, фрукты и овощи (урожай).

Одной из первых ярких росписей такого плана стала роспись сервиза "Осень" (1978) и набор "Нарядный" (Тройка: чашка, блюдце и тарелка, 1978)... С учётом того, что эти и последующие сервизы и наборы были поставлены на поток (!), расписывать все эти вещи нужно было не просто качественно, но и быстро. Количество исполненных сервизов каждого рисунка - сотни и тысячи экземпляров, при том, что вручную расписывалась каждая чашечка, каждое блюдце!

А вот так начинались для Л.Р. Афанасьевой её "золотые" "восьмидесятые" годы. Бесстрашное возвращение крытья!

Сервиз "Фруктовый сад". Эту довольно редкую форму (фасон) создал А.И. Борисов. Очень фактурная роспись Афанасьевой!

Сервиз "Аленький цветочек" (1983) характеризует сочетание ручной росписи, нанесённого методом шелкографии трафарета из веточек, и сравнительно богатой позолоты. Использование трафарета позволило ускорить процесс росписи, а значит удешевить как процесс производства, так и конечную цену продукции. Ну а из-за наличия остаточной ручной росписи в рисунке комплект кажется всё ещё "тёплым" и единственным для конкретного покупателя...

Большой удачей можно назвать до сих пор популярный сервиз "Сентябрь" (по-другому, "Октябрь", 1985). Здесь в качестве дополнительной краски осенней листвы используется золото, что делает всю роспись более праздничной. У меня тоже есть такой сервиз; я его приобрёл несколько лет назад за "смешные" деньги - люди продавали, потому что им "не было нужно". Сервизом очевидно не пользовались - просто сняли коробку с антресолей и разве что сдули пыль. Сами продавцы сервиз не покупали, а получили его во времена оные в качестве подарка, и потому (наверное) не оценили по достоинству. А я оценил.

В похожей эстетике выполнен сервиз "Золотой мотылёк" (1983). Все эти работы высочайшего художественного уровня, выполненные ручным способом.

Ещё одной несомненной удачей стали два сервиза, выполненные в форме "Витая". Они похожи, только у сервиза "Лето" превалирует розовый цвет, а в сервизе "В саду" - жёлтый... При том что предметов сервиза было приличное количество, а роспись была ручной, цена продажи в магазинах не превышала 30 рублей конкретно для данного сервиза - то ли 26р., то ли 27р. - это не высокая цена для середины 1980-х годов).

На той же форме ("Витая") чуть ранее был создан чайно-кофейный сервиз "Белые ночи" (1979). Несомненный плюс сервиза - наличие цировки по золоту и общий "ампирный" вид, сочетание белоснежного фарфора, синего кобальта и золота. Из минусов - "холодный" трафаретный рисунок.

Однако самым известным сервизом, с росписью, созданной Любовью Родионовной Афанасьевой, стал комплект "Вечер в саду" (1986) на фасоне "Тюльпан". Здесь сочетание трафарета, золота и ручной росписи настолько уравновешено, что такой комплект одинаково хорошо смотрится и под стеклом, и на столе - для потчевания чаем дорогих гостей. Рисунок узнаваем и любим.

Следующий сервиз также достаточно известный, но не самый удачный (на мой вкус - чересчур "экономный"). Из ручной росписи - там только розочка, почти аналогичная розочки из комплекта "Вечер в саду", а также небрежно расписанные фиалки. Народное название, которое пришлось в пору сервизу - "Роза в медальоне", авторское название - "Вечер" (Почему "Вечер" - даже не спрашивайте). В своё время я также его приобрёл - по случаю - полный чайный комплект в 24 предмета на шесть персон (шесть "троек" плюс шесть корпусных предметов).

Кстати, не забываем о праздничном блюде - на очередной юбилей Октября...

Блюдо "Юбилей 1917-1987".
Блюдо "Юбилей 1917-1987".

В следующей галерее размещены фото сервиза "Осенняя пора". Редкой формы. Как видим, основной ручной рисунок отделён от остального декора рамкой или медальоном. Этот приём часто использовался Афанасьевой. Можно сказать, что это её стиль...

Сервиз "Праздник" (или "Фрукты в медальоне", 1989) снова посвящён теме плодородия и урожая... Цировка подчёркивает ценность сервиза. Напоминаю - фасон "Весенний" создан Серафимой Евгеньевной Яковлевой.

На ту же тему и чайно-кофейный сервиз "Вишнёвая ветка". Эффектный сервиз, выполненный в ручной росписи. Фасон "Тюльпан", как и фасон "Весенний", создан Серафимой Евгеньевной Яковлевой (1910-1993) во второй половине 1930-х годов, однако фасон "Тюльпан" на ЛФЗ много раз изменялся, дорабатывался, а его кофейная версия появилась только в "семидесятых" годах.

В 1990-е годы возрождается интерес к русской старине и к Православию. Что выразилось в создание сервиза "Золотое кольцо". Да, несколько туристического толка. Но раньше и такого не было. Кстати, форму создала также С.Е. Яковлева.

В 1989-м году был создан сервиз под названием "Декоративный" с крытьём, с изображением полихромных фруктов (яблоко, виноград, ежевика). После "шестидесятых" годов крытьё так раскритиковали "тонкие" знатоки фарфора, что до сих пор редко кто из художников решается на роспись посудных комплектов с применением крытья. Неофициально крытьё считается признаком "плохого вкуса" (хотя потребители от росписи с крытьём почти всегда пребывают в восторге!). Любовь Родионовна не чуралась крытья, пропуская мимо все замечания "ценителей фарфора".

В 1990-м году был расписан сервиз "Рассвет"...

Ну и на посошок - ещё несколько отдельных сувенирных наборов - пар, троек и отдельных предметов - разных лет.

Чайная пара с рисунком "Фиалка".
Чайная пара с рисунком "Фиалка".
Чайная пара с рисунком "Птица Сирин". 1990.
Чайная пара с рисунком "Птица Сирин". 1990.
Чашка с блюдцем "Сувенир".
Чашка с блюдцем "Сувенир".
Бокал с блюдцем "Лето". 1983.
Бокал с блюдцем "Лето". 1983.

Пары Костяного фарфора. "Белые ночи", "Утро" и "Птичка" (все - 1986).

Как видите, наследие художника по фарфору Любови Родионовны Афанасьевой огромно. И это при том, что в данной статье охвачены далеко не все её работы в росписи отдельных предметов и комплектов ЛФЗ, не говоря уже о годах работы в ЛЗФИ (опытный завод "Фарфор" при ГИКИ).

Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу- карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.