Представляю Вашему вниманию новую статью моего теперь постоянного соавтора по каналу Андрея Букина.
Законы истории очень сложно игнорировать. К примеру, ту же цикличность в истории никто не сможет отменить. И в музыке она тоже действует. Порой подспудно, но действует. Но сейчас хотелось бы поговорить именно что об очевидном. Многие люди, начинающие интересоваться историей рока и блюза, с удивлением узнают, что их герои… Как бы это помягче сказать… Не всегда писали себе сами песни. Они без затей брали мелодии прошлых лет и адаптировали под себя. Ну, далеко ходить не будем: к примеру Джимми Хендрикс:
Оригинал песни - традиционный блюзовый стандарт Мелвина Джексона 1951 г., прославившийся в исполнении Би Би Кинга. А так и не скажешь, что это изначально афроамериканский блюз.
Или же первый пришедший в голову банальный пример от группы The Animals:
Оригинал песни уходит в далёкое прошлое американского фолка, а автор песни так до сих пор и неизвестен - первое упоминание песни было в 1934 году, после чего её издавало море известных чернокожих блюзменов
Но это частные случаи. Я же люблю определять общую тенденцию. И она выявляется без труда. Многие знаменитые группы на начальном этапе были сугубо "кавер-бэндами", говоря современным языком. А в The Rolling Stones вообще был конфликт по этому поводу. Брайан Джонс очень не хотел сворачивать с протоптанной "каверовой" дорожки - имеется в виду тот факт, что он изначально основал свою команду, дабы продвигать афроамериканский ритм-н-блюз:
Блюзовый стандарт авторства Вилли Диксона 1961 г.
Но менеджмент роллингов сразу углядел своим "коммерческим" взглядом будущее команды за авторским талантом двух других парнишек - Мика Джаггера и Кита Ричардса - как следствие, группа с середины 60-х твёрдо свернула на путь своего материала.
Да и тот же Эрик Клэптон (как и многие другие английские музыканты начала 60-х) вообще считал чуть ли не своей миссией адаптировать американский блюз и ритм-н-блюз под британский формат. Считая это более правильным, чем сочинять самому. Ну, так скажем, он так считал, будучи ещё молодым, когда ещё даже не думал о своём материале - ведь именно из-за отхода от стандартов афроамериканского ритм-н-блюза он и покинул когда-то The Yardbirds.
Почему же так происходило? Ответ и прост, и сложен одновременно: да потому, что была такая ситуация. Царила первая эпоха глобального кавера! Это, если хотите, было общественным сознанием, своего рода парадигмой мышления. Переломить которую было очень сложно. Например, те же The Animals так и не смогли в полной мере отойти от этой практики. Вначале они выигрывали от звания «кавер-бэнда», а потом дела пошли хуже. Ибо почти все вокруг стали не только сочинять, но и опираться на свой материал. А The Animas, не издав ни одной песни собственного сочинения, к концу 60-х годов фактически на этом и погорели - прекратили своё существование, распавшись на обломки. Да и вообще кавер-группы к началу 1970-х стали немодными.
Оригинал авторства Бенни Бенджамина, Глории Кэлдвелл и Сола Маркуса 1964 г. - первое исполнение Нины Симон
Возникает естественный вопрос: а почему было так? Ответов много, а один из вариантов таков. Технический прогресс в музыке породил новые варианты звучания (с одной стороны). А с другой стороны - в США и отчасти в Великобритании было накоплено столько интересного и качественного материала в первой половине XX века, что его было решено перенести в новый мир в обязательном порядке!
Продолжение следует...
Автор статьи - Андрей Букин
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.